Журнал «Право и образование», выпуск № 1 (2), 2000 г. Статья «Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ»

Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ.

Малитиков Е.М., председатель Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, Президент Международной Ассоциации «Знание», профессор.
Колмогоров В.П., Заместитель Министра Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств.
Карпенко М.П., ректор Современного гуманитарного университета, доктор технических наук, профессор.

Объективные потребности развития современного общества обусловили создание и развитие во многих странах мира системы дистанционного образования. Актуальность создания и функционирования подобной формы обучения для России и стран СНГ очевидна: дистанционное образование призвано сыграть жизненно важную роль в сохранении и развитии единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств.

Значительный вклад в данный интеграционный процесс, на наш взгляд, может и должна внести Российская Федерация. Для этого у нашей страны есть существенные основания. В силу геополитических, географических, национально-этнических и других факторов на протяжении всей своей истории Россия выполняла цивилизационную функцию для многих народов Евроазиатского континента. В этой связи экспорт российского образования в страны СНГ является не только прогрессивной традицией, но и велением времени.

При этом необходимо учитывать, что в современных условиях во всем мире экспорт образовательных услуг несет не только социокультурную, но и экономическую «нагрузку». К примеру, по данным Института международного образования, в США в прошлом году обучались 453 787 иностранных студентов. Занимая 5 место среди крупнейших «экспортеров» образовательного продукта, американцы ежегодно получают в казну 7 млрд. долл. Большая часть иностранных студентов -57% представляют Азию, и лишь 15% — Европу. Сегодня высшее образование в США называют «100-миллиардным бизнесом», составляющим 2,7% валового национального продукта.

Приведенные цифры красноречиво свидетельствуют о необходимости наращивания усилий в развитии отечественного образования и его экспорта. Несомненно, что мощным средством достижения данной цели является дистанционное обучение, позволяющее предлагать образовательные услуги всем в них нуждающимся, не взирая на государственные, национальные, географические, временные и другие факторы.

К сожалению, многие проблемы развития дистанционного образования и его экспорта в страны СНГ во многом обусловлены кризисными явлениями в экономической, политической и социальной сферах жизни современного российского общества, которые оказывают отрицательное влияние на состояние как высшего, так и общего среднего образования.

Вместе с тем, для самой Российской Федерации, с ее огромными территориями и рассредоточением населения, дистанционная форма образования представляется одним из основных в достижении своих претензий на роль высокоинтеллектуальной и демократичной державы. Простые арифметические расчеты показывают, что в среднем по России одна школа «покрывает» площадь в 254,24 кв. км. Если в Московской области «плотность» средних общеобразовательных учреждений составляет 1 школа на 28,55 кв. км, в Чувашии — на 26,37 кв. км, то в Красноярском крае – 1 школа на 1.467,07 кв. км.

Из 67 161 реально функционирующих школ лишь 20 623 (30%) расположены в городах и 46 538 (70%) — в сельской местности. Как следствие, молодые жители 1868 районов субъектов РФ в силу объективных причин не имеют возможности получать образование, отвечающее отечественным и мировым стандартам.

Неравномерность развития российской инфраструктуры привела к существенным разрывам в обеспечении образовательными услугами населения. Во многих школах, особенно в сельской местности, ощущается сильная потребность в увеличении количества учителей. Эта нехватка в настоящее время не может быть восполнена по целому ряду социально-экономических причин. Более того, в рамках существующей технологии общего образования в сельских и поселковых школах с малым количеством учеников невозможно иметь необходимый для полноценного учебного процесса состав «предметников» — специалистов по отдельным дисциплинам.

Как следствие, выпускники средних школ отдаленных регионов страны не могут на равных конкурировать с жителями крупных — «элитарных» образовательных центров при поступлении в высшие учебные заведения, имеют пониженный стартовый потенциал в наследовании лучших образцов отечественной и мировой культуры. С определенной долей уверенности можно утверждать, что некоторые из обозначенных проблем присущи образовательной сфере стран СНГ.

Продолжая анализ существующей системы высшего образования на территории нашей страны, следует подчеркнуть, что ее функционирование по ряду известных объективных причин не обеспечивает в полной мере реализацию конституционного права российских граждан на образование — не позволяет предоставлять образовательные услуги всем в нем нуждающимся. Более половины молодых людей, желающих получить высшее образование, в настоящее время лишены такой возможности: конкурс на поступление в вузы в среднем по России составляет около 2 человек на место.

Данная негативная тенденция имеет место в некоторых регионах стран СНГ, где нет возможности открытия и функционирования вузов. Жесткие и в целом справедливые требования к лицензированию и аккредитации высших учебных заведений в странах Содружества не могут быть выполнены по очевидным причинам: отсутствие высококвалифицированных кадров, учебных площадей, дидактических и других средств.

Ограничиться полумерами в создавшейся ситуации объективно невозможно — необходимы решительные и активные действия в реформировании отечественной школы, создании нового облика и инфраструктуры образовательной сферы России и СНГ. Требуется критическое переосмысление и некоторых основ педагогической науки, их переориентация на современные информационные технологии и средства обучения. Подобной логике развития следуют многие образовательные системы мира, что послужило одной из причин критики прошлых и настоящих образовательных моделей и выдвижения их высокотехнологичных альтернатив в большинстве развитых стран.

Стратегическая цель дистанционного образования, в этой связи, чрезвычайно актуальна — обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.

Это особенно актуально и значимо, если учесть, что, начиная с позднего средневековья до рубежа XX-XXI вв., основная — «официальная» технология обучения оставалась неизменной — классно-урочной. Учителю отводилась роль «хранителя» и «ретранслятора» готовых знаний. За последние 10-15 лет в развитии человеческой цивилизации произошли качественные изменения, сравнимые с началом промышленной революции около двух столетий назад — на смену индустриальному обществу пришло общество информационное. В результате, мы являемся свидетелями процесса информатизации всех сфер жизнедеятельности человека, в т.ч. сферы его образования.

Заметим, что вопросы развития дистанционного образования педагогическое сообщество обсуждает уже не первый год. Для этого существуют серьезные основания: из плоскости разговоров и теоретических поисков развитие дистанционного обучения получает в нашей стране реальное воплощение. Еще в середине 90-х гг. в системе Госкомвуза была разработана и начата реализовываться Концепция создания и развития дистанционного образования в Российской Федерации. В этот же период начали формироваться образовательные сети, представителями которых выступили FREENet и RUNNET. В 1997 г. Министерство образования организовало проведение эксперимента в области дистанционного образования, участниками которого стали шесть отечественных вузов. Первые итоги эксперимента уже подведены, первые результаты — проанализированы. Позволим себе привести выдержку из Приказа Министра образования РФ № 41 от 22 июня 1999 г.:

«Вузами-участниками эксперимента были созданы оригинальные методы дистанционного образования, опирающиеся на новейшие информационные технологии и средства телекоммуникаций, предложены две методики образовательного процесса, которые открывают новые возможности для развития дистанционного образования: сетевая электронная Интернет библиотека и мультипреподавательское спутниковое телевидение.

Были созданы предпосылки обеспечения образовательного процесса по отдельным специальностям с использованием технологии дистанционного образования; разработаны специализированные учебные методические пособия по основным учебным дисциплинам. Определена специфика работы преподавателей при использовании технологий дистанционного образования, разработаны методические основы их деятельности, организована их подготовка.

В ходе эксперимента создана широкая сеть филиалов и региональных учебных центров, охватывающих большую часть регионов России. Эксперимент подошел к этапу юридической проработки применения дистанционных технологий в образовательном процессе».

В этом же приказе отражено решение Министерства образования о продлении эксперимента. В рамках его реализации создан Совет межвузовской научно-технической программы «Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения». Кроме того, образовательным ведомством поддержан ряд проектов по развитию дистанционного образования в регионах России. Эффективные практические шаги в развитии дистанционного образования сделаны МЭСИ. Заслуживает распространения опыт работы в данной сфере МГТУ, МЭИ, МИЭМ, МАДИ и ряда других вузов. Среди негосударственных образовательных учреждений подходы дистанционного образования реализуются СГУ. Многие авторитетные учебные заведения страны предпринимают первые шаги по внедрению дистанционных обучающих технологий.

Активное и практически тотальное внедрение дистанционных инноваций в педагогическую практику большинством отечественных и зарубежных образовательных учреждений позволяет обсудить некоторые проблемы дистанционного образования в Российской Федерации. Их актуальность обусловлена тем обстоятельством, что дистанционное образование становится средством взаимопроникновения не только знаний, обучающих технологий, подходов и методов, но и, как уже отмечалось, капитала — инструментом борьбы за рынок производства и потребления образовательных услуг. Это нормальное для демократического государства явление, и было бы справедливым, если эта конкуренция будет открытой — “прозрачной”, а “победит сильнейший” — тот, кто предложит более высокое качество обучения, более современные образовательные информационные технологии и наилучший дидактический продукт, соответствующий наивысшим отечественным и мировым стандартам.

Заметим, что на протяжении столетий образование оставалось наиболее консервативной областью человеческой деятельности, наименее подверженной изменениям: столетиями объем знаний возрастал, а технология передачи информации оставалась неизменной. Сегодня ситуация изменилась. Объективные условия развития современного общества диктуют новые требования к содержанию и формам передачи знания. Как следствие, появились новые — инновационные образовательные технологии, основанные на дистанционных формах обучения.

Вместе с тем, для современного мирового сообщества идея дистанционного обучения не оригинальна. С 1938 г. существует Международный совет по заочному образованию — одна из старейших международных образовательных организаций, которая с 1982г. известна как Международный совет по дистанционному образованию (ICDE). Появился новый термин «глобальное образование», который подразумевает целостную систему международного высшего образования, включающую традиционные общие компоненты, но на новой технологической основе.

За период своего развития технология дистанционного обучения прошла несколько этапов становления. Содержание и средства каждого из них в целом успешно реализуются в самых различных формах современного дистанционного образования, а их подходы и компоненты не только не исключают, но и взаимно дополняют друг друга.

Первый этап — форма дистанционного образования, в которой обучение организуется по схеме «педагог — один или несколько учеников». Виды средств связи между преподавателем и учащимся здесь немногочисленны: обычная почта, телефон, компьютеры. Количество специалистов, обеспечивающих эту форму дистанционного образования, ограничено, а большинство компонентов ее обеспечения автономны и независимы друг от друга. На данном этапе отсутствовали системность и комплексность в применении дистанционных средств обучения.

Второй этап развития дистанционного образования условно можно обозначить: «педагог — множество учеников». Его оформление произошло благодаря организации в процессе дистанционного обучения односторонней связи, то есть без “обратного” компонента. На данном этапе стали увеличиваться виды связи, включающие в свой арсенал видео- и аудио кассеты, компьютерные программы, видеолекции и т.д.

Третий этап развития дистанционного обучения характеризуется появлением с начала 80-х годов и дальнейшим ростом популярности Internet. Его влияние стало столь огромным, что связь “многих со многими” и системы обмена знаниями стали общими. Число “поставщиков” информации увеличивалось, несмотря на временные и географические ограничения. С начала 90-х годов число пользователей Internet бурно растет: предполагается, что к концу XX столетия оно достигнет 100 млн. пользователей.

Сегодня можно говорить о четвертом — интегрирующем этапе развития дистанционного образования, основанном на комплексной — виртуально-тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм дистанционного образования. Его основу составляют развивающиеся средства доставки информации благодаря реальному комплексному внедрению современных коммуникационных систем (интеграции радио, телефона, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной видеосвязи), которые позволяют максимально быстро передавать любые формы информации в любую точку земного шара.

На данном этапе среди современных концепций организации дистанционного образования на базе новых информационных средств, несомненно, заслуживают внимания идеи создания мировых и региональных сетевых технологий, а также “единого виртуального кампуса”. Сегодня происходит процесс включения общедоступных баз данных и знаний в интегрированные системы связи. Например, уже стало возможным получить доступ к десяткам университетских линий связи, например, Открытому (Виртуальному) Университету, включающему Всемирную сеть академий, Открытый университет Великобритании и т.д. Новые информационные технологии внедряются в региональные ассоциации: Азиатскую ассоциацию Открытых Университетов, Латиноамериканскую совместную Сеть по развитию дистанционного образования, Европейскую Ассоциацию открытых университетов. В России Современным гуманитарным университетом развернута сеть Спутникового образовательного телевидения, охватывающего десятки субъектов Федерации. На основании договора СГУ и Кембриджского университета проводятся телевизионные лекции профессоров из престижнейшего английского вуза в регионы нашей страны. Впервые российские студенты получили возможность стать дипломированными специалистами в области европейского и английского права, не выезжая из места проживания и трудовой деятельности.

Применяемая в СГУ форма дистанционного обучения и организация учебного процесса вызвала интерес во многих странах СНГ. К настоящему времени СГУ является учредителем Российско-Казахского Современного гуманитарного университета, Ереванского филиала СГИ, филиала СГИ в Молдове, Харьковского центра гуманитарно-технического образования, Российско-Таджикского Современного гуманитарного университета, Минского представительства СГИ. В этих образовательных учреждениях, получивших соответствующие лицензии своих стран, обучаются более 8100 человек.

На основе интенсивного внедрения инновационных средств дистанционного обучения происходит создание конкурирующего рынка образовательных услуг. Это очень важно, ибо одной из задач дистанционного обучения является обеспечение образования высочайшего качества потребителей в периферийных регионах, предоставления их населению права выбора наиболее качественного дидактического продукта.

Мы с удовлетворением можем привести целый ряд примеров получения полноценного образования в зарубежных высших учебных заведениях через систему дистанционного обучения российскими студентами. Это отрадный факт, ибо нет нужды лишний раз убеждать в эффективности и высоком уровне международного образования, его независимости от политики, экономики и простоте связи — “прозрачности”.

Такая постановка вопроса с новой силой актуализирует для отечественной системы дистанционного обучения проблему экспорта его продукта в страны — традиционные потребители российских образовательных услуг. Заметим в этой связи, что важнейшим отличительным признаком российской нации было и остается евразийство, которое до сих пор привлекает народы нашего континента к различным формам сотрудничества в образовании. Не утратить эту функцию в нашем развитии — задача на сегодняшний день поистине историческая, сложная, тем не менее актуальная, требующая в современных условиях от нашего государства огромных усилий.

Все это влечет за собой необходимость непрерывного расширения и улучшения качества дистанционного образования. Его формы и содержание должны отвечать главным требованиям: доступности и демократичности обучения, исключению различных форм дискриминации в образовательной сфере. Дистанционное образование должно быть доступным для населения. При этом должно соблюдаться другое очень важное требование современного общества: непрерывность обучения граждан, т.е. «образование — всю жизнь».

Для проведения масштабных экспериментов и широкого распространения системы дистанционного образования в современных условиях необходимо разрешение целого комплекса проблем, отражающих мировоззренческие, теоретико-методологические, технологические, правовые, социальные и другие аспекты этой новой формы обучения.

Социальный аспект развития дистанционного образования отражает потребности современной цивилизации в массовой форме обучения. Вопрос «быть или не быть» дистанционному образованию уже не актуален. Во всем мире дистанционное обучение прочно «встало на ноги» — заняло свою значимую социальную «нишу» в образовательной сфере, вовлекло в свою систему определенные и, как правило, широкие слои населения.

Более того, современное общество требует дальнейшего возрастания массовости образования и повышения его качественного уровня в ввиду значительного увеличения доли интеллектуального труда и возросших требований к потребителю и производителю материальных и духовных благ. Тем не менее, в Российской Федерации студенты составляют около 2% населения страны, против 3-3,5% в большинстве цивилизованных стран мира и 5,5% в США.

Социальные прогнозы о позитивных результатах внедрения дистанционной образовательной технологии для Российской Федерации и стран СНГ очевидны. В первую очередь, это — положительное влияние на решение комплекса социально-экономических проблем различных регионов (стабилизации и роста населения, искоренения безработицы, преступности, наркомании и т.д.) средствами дистанционно-виртуального образования. Во-вторых, обучение населения на месте проживания и профессиональной деятельности закономерно приводит к ликвидации отставания периферийных районов от их столичных центров в плане свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям человеческой цивилизации. Как видим, рассмотренный аспект проблемы развития дистанционного образования придает этой форме обучения социальную значимость и хорошую перспективу.

Мировоззренческий аспект развития дистанционной формы обучения связан с необходимостью смены стереотипов на образование как устоявшуюся и вечно неизменную систему. В современной науке мы все чаще слышим призывы к пересмотру прошлых парадигм и утверждению нового — постнеклассического образца научности. Смена парадигмального взгляда на образование и его форм, как и науку в целом, процесс очень болезненный. Тем не менее, утверждение гуманистического мировоззрения должно объективно проявляться во всех сферах жизни человека, в том числе гуманистически ориентированных подходах и средствах обучения, которые в конце II — начале III тысячелетий должны стать господствующими и массовыми.

Роль педагогического сообщества здесь очевидна. Мы являемся свидетелями процесса распространения в современной школе идей демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы. Данные принципы для российского образовании — уже не плод всенародной фантазии, т.к. они закреплены в «Законе об образовании». Эти мировоззренческие идеи четко и однозначно отражают объективные потребности в применении разнообразных форм обучения. Мы можем с удовлетворением можем констатировать, что в целом развитие дистанционного образования происходит в русле этих принципов.

Теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения дистанционного образования обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой пока еще новой формы обучения, Здесь особенно важна научная — теоретико-методологическая обоснованность применяемых средств. Речь идет не столько о технологической стороне вопроса, сколько о системном обосновании психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ дистанционного обучения. Научное обеспечение было и остается главным критерием и требованием в разработке и внедрении новых дистанционных технологий в образовательном процессе.

Юридический аспект дистанционного обучения отражает необходимость адекватного правового сопровождения данной формы образования в России и странах СНГ. Дело в том, что, как уже подчеркивалось, современное российское образовательное законодательство довольно жестким образом ориентировано на классно-урочную систему, практически не учитывающую передовые информационные технологии. Для примера можно обратиться к условиям лицензирования и аккредитации российских образовательных учреждений, нормативам учебных площадей, требованиям к составу преподавательского состава и обеспеченности дидактическими средствами. Отечественным законодательством практически запрещены инновации в технологии и методах образовательных процессов, а государственными стандартами — в содержании образовательных программ, предлагаемых школами и вузами. Поэтому неотложной задачей является снятие этих запретов, легализация и поддержка инноваций. Очень важно, чтобы дистанционное обучение не рассматривалось как полулегальный и постоянно оправдывающийся “довесок” существующей образовательной системе, а имел соответствующий его роли и положению в обществе правой статус. Речь здесь не должна идти об альтернативности существующих схем образования. Дистанционное образование органически вписывается в образовательную сферу и ее инфраструктуру, выступая неотъемлемым компонентом системы обучения и воспитания молодого поколения и граждан страны. Такой подход должен быть юридически обоснован.

Финансово-экономический аспект развития дистанционного образования представляется одним из наиболее актуальных в современной социально-экономической ситуации. Особенно важным в данном аспекте представляется вопрос финансирования инновационных технологий. Речь идет не о дополнительных бюджетных средствах, а о доступных кредитах, гарантиях и т.д. Как показал практический опыт, новые информационные технологии дистанционного обучения вполне способны к самофинансированию за счет платности образовательных услуг. В поощрении и поддержке нуждаются лишь эксперименты и первоначальные капитальные вложения. В этой связи, государство обязано оказывать реальную поддержку в форме льготного налогообложения и грантов тем образовательным учреждениям, которые вкладывают финансовые средства в развитие передовых дистанционных технологий.

Дидактический аспект развития дистанционного образования отражает педагогические основы этой формы обучения. Особенно важными здесь представляются вопросы подготовки педагогических кадров, которые способны плодотворно и с высоким качеством реализовать концепцию дистанционного обучения в регионах — вдали от базового образовательного центра. Базисом дидактического процесса в условиях дистанционного обучения может явиться целый комплекс компонентов. Существующие дидактические формы дистанционного обучения очень разнообразны: от “кейсовой” технологии (МЭСИ) до Спутникового образовательного телевидения (СГУ). Дальнейшая разработка и совершенствование педагогических форм обучения с применением последних достижений информационных технологий были и остаются важнейшими задачами дистанционного образования.

Технологический аспект развития дистанционного образования обусловлен прорывом в коммуникационных средствах, позволяющих реализовать передовые методы обучения на индивидуально-вариативной основе. Современные средства информатики и телекоммуникации уже сегодня позволяют учащимся осуществлять выбор степени сложности каждого из изучаемых предметов, а также их совокупности в соответствии со своими жизненными интересами, планами и профессиональными перспективами.

Несомненно, что данные аспекты должны быть учтены в процессе разработки и реализации образовательной политики стран СНГ, внедрения в них передовых дистанционных образовательных технологий. В этой связи к основным направлениям деятельности по развитию дистанционных форм обучения в странах СНГ можно отнести:
— координацию усилий по взаимному признанию государствами ближнего зарубежья дипломов о высшем и среднем образовании;
— согласование деятельности государственных органов управления образованием стран СНГ по лицензированию и аккредитации учебных заведений;
— создание нормативно-правовой базы для открытия совместных учебных структур стран СНГ;
— согласование стандартов дидактического и материально-технического обеспечения процесса внедрения дистанционных образовательных технологий на территории СНГ;
— совместное внедрение высшими учебными заведениями стран СНГ инновационных дидактических форм и передовых образовательных дистанционных технологий;
— разрешение проблемы языков преподавания на территории стран СНГ;
— координацию нормативных документов, учебных программ и тематических планов по направлениям обучения с учетом национально-государственной специфики стран СНГ.

Изложенные в статье вопросы позволяют сделать вывод о том, что дистанционная образовательная технология должна предоставлять людям любого возраста возможность получать непрерывное и высококачественное образование на месте своего проживания и будущей профессиональной деятельности, в том числе в региональных и периферийных центрах России и стран Содружества Независимых Государств. Но развитие дистанционного обучения должно рассматриваться не как самоцель, не как “аномалия” или случайность в системе современного образования, а в качестве мощного и продуктивного средства решения актуальных цивилизационных проблем России и стран Содружества. За такой технологией, на наш взгляд, будущее нашего единого образовательного пространства.

Вопрос не стоит, будут или не будут внедряться в России и СНГ современные образовательные технологии: положительный ответ однозначен. Если мы не разовьем их сами, не займем лидирующего положения, они придут в Россию и страны СНГ извне, как пришли из-за рубежа современные компьютеры, телевизоры и автомобили, высококачественные товары народного потребления и т.п.

В описанных контекстах Россия получает исторический шанс — реализовать свой богатейший интеллектуальный потенциал высокотехнологичными средствами дистанционного образования. Не использовать его — будет для нас глобальной ошибкой с далеко идущими последствиями. Любые ссылки на экономическую и технологическую бедность современной отечественной школы грядущее поколение нам не простит. Система образования должна быть высокоэффективной и доступной каждому жителю России и стран СНГ, без каких-либо дискриминационных уточнений и ограничений. Это должен быть непрерывный процесс обучения и воспитания с широчайшим охватом всего населения страны, не только с импортом, но и с экспортом образования, его высокой мобильностью и вариативностью, с использованием дистанционных, в т.ч. виртуальных, компьютерных, информационных и других современных коммуникационных технологий. Речь идет о формировании системы отечественного дистанционного образования, претендующей на передовую роль в мире. Ее основу должны составить научно обоснованные средства обучения, качественные дидактические продукты, последние достижения информационных технологий. В этом случае дистанционное образование выполнит свою прогрессивную роль не только в России, но и дружественном нам ближнем зарубежье.

Современная Гуманитарная Академия.