Журнал «Бюджет», октябрь 2009 г. Статья «Образование взрослых: ключ к новой успешной жизни»

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: КЛЮЧ К НОВОЙ УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ

   Еще вчера за Россией был прочно закреплен имидж «сымой образованной» и «самой читающей» страны мира, а сегодня этот образ потерял актуальность. Уровень грамотности детского, и взрослого населения нашей страны стремительно снижается. А ведь именно образование единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста страны. О проблемах образования взрослых и путях ее решения мы побеседовали (академиком Ефимом МАЛИТИКОВЫМ, президентом Международной ассоциации «Знание», председателем Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образванию взрослых, патроном Современной гуманитарной академии.

     — Ефим Михайлович, вы поднимаете проблему образования взрослых, в то время когда эксперты говорят о катастрофическом снижении качества образования детей в российских школах, технику­мах, вузах. Быть может, сначала целесообразно сосредоточиться на проблеме качественного образования детей и тогда не придется решать проблему грамотности их родителей?

     — Это две стороны одной и той же медали. Ведь глав­ным звеном в цепи кризисных явлений и проблем, с кото­рыми мы сегодня столкнулись, является кризис компетент­ности. Глобальная угроза наших дней — отставание спо­собности человека адаптироваться к изменениям в окру­жающем его мире от темпов этих изменений. В то время, когда я оканчивал школу, знания на земле обновлялись 1 раз в 30 лет, сейчас же знания ежегодно обновляются на 20 %. Следовательно, через пять лет информационного за­стоя или невосприятия современных знаний человек ста­новится интеллектуальным банкротом.

     Таким образом, традиционное базовое формальное образование, получаемое в начале жизни, не успевает за измениями мира и принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнении социальных ролей. И, естественно, на повестке дня встает вопрос: как взрослому получить эти обновленные знания?

     — Но ведь для этого существуют курсы повышения квалификации, различные образовательные программы. Наконец, если человек заинтересован в получении новых знаний, он может поступить и ну i и продолжить свое образование.

     — Курсы повышения квалификации в этой форме, в какой они существуют сейчас, не что иное, как бюрократическое очковтирательство и пускание пыли в глаза. Что касается учебы в вузе, то этот вариант доступен далеко не всем. Не у каждого взрослого человека есть возможность совмещать учебу и работу и оплачивать получение новых знаний.

     Школ для взрослых нет. Да если они и были, то охватить все взрослое население эти учреждения не смогут. Например, где взять для сотен тысяч людей, нуждающихся в обновлении знаний, достаточное количество аудиторий, классов? Наконец, где взять учителей? В мире и без того их не хватает: работает порядка 45 млн педагогов, а должно быть на треть больше. Следовательно, традиционные школы значительного и заметного влияния на образованность и грамотность населения оказать не смогут.

     Сами учителя — это еще одна проблема. Они те же взрослые, нуждающиеся в новых знаниях. Что толку, если педагог будет передавать ученикам устаревшие знания, которые изложены в отживших свое учебниках?

     К сожалению, знания не размазаны по планете ровным слоем и порой получить их можно лишь из рук уникального ученого с далекого континента. Но рассчитывать на личный урок с носителем знаний — непозволительная роскошь. Лек­ция современного выдающегося профес­сора в сорокаместной аудитории не имеет производительности, которая сегодня необ­ходима. Нужен не класс, а полумиллионная армия слушателей. Одним словом, традици­онное классно-урочное образование исчер­пало свои ресурсы в наш информационный век и стало контрпродуктивным.

     Существующая система образования отстала от жизни по технологии и произ­водительности, создав цифровую пропасть и миллиардную армию необразованных и неконкурентоспособных людей. Именно безграмотность и, как следствие, неконкурентоспо- собность привели к тому, что более 2 млрд людей на плане­те живут менее чем на один доллар в день, более 3 млрд — на два доллара в день.

     — Ефим Михайлович, уж коль вы считаете, что пришло время проститься с классно-урочной системой образования, то хотелось бы узнать, а каким образом можно распространять знания, образовывать взрослых с производительностью значительно большей, чем сейчас?

     — В свое время Всесоюзное общество «Знание» было могучей организацией, которая проводила порядка 25 млн лекций в год, причем читали их 4,5 млн наших выдающихся ученых. Но даже такая производительность се­годня ничтожна. Таким образом, справиться с этой проблемой может лишь планетарная массовая система обучения, имеющая в своем распоряжении новейшие глобальные средства до­ставки знаний к потребителю на основе современных спут­никовых коммуникаций.

     Сегодня отработаны, в том числе и Современной гума­нитарной академией, образовательные технологии, о кото­рых прежде мы могли только мечтать, — дистанционное обучение. Только оно позволяет всем без исключения лю­дям, независимо от того, где они в данный момент нахо­дятся, получать знания непосредственно от лучших про­фессоров со всего мира — из их видеолекций. Видеосигнал с высококачественным образовательным контентом пере­дается либо через космический телепорт на спутник, а оттуда на телеприемник человека, либо через Интернет — на компьютер. Та­кое обучение в большей степени инте­ресно и подходит взрослым, поскольку они учатся для повышения собствен­ной конкурентоспособности, а не ради пятерки в дневнике или зачета в зачет­ной книжке.

     Академия располагает собствен­ным космическим телепортом, покры­вающим более 400 городов в 14 госу­дарствах мира. Более 2500 профессоров обеспечивают обучение по 68 специаль­ностям 175 тыс. студентов. Однако, что­бы доступ к мировым знаниям сделать массовым, образование взрослых долж­но стать отдельной независимой супер­отраслью во всех странах мира. И надо сказать, что во многих странах образо­вание взрослых уже становится новой наднациональной отраслью.

     — На ваш взгляд, Россия входит в число тех стран, где образованию взрослых уделяют должное внимание?

     — Увы, ситуация в России наихудшая. Мы зашторили окна поезда, идущего в никуда, и свистим паровозным гуд­ком о том, что у нас все хорошо. Это неправда. Сегодня Россия — потемкинская деревня.

     Электронное мировое правительство и Всемирный Уни­верситет как мировая биржа знаний в виде контентов от лучших профессоров из известных университетов мира, единая электронная библиотека образовательных контен­тов и лекций выдающихся людей мира и нобелевских лау­реатов — вот вектор на пути устойчивого развития обще­ства будущего, указанный в Декларации тысячелетия Ор­ганизации Объединенных Наций. Это единственная воз­можность справиться с общепланетарными и вселенскими проблемами, стоящими перед человечеством. И Россия обя­зана выйти на этот путь развития.

     Кроме того, все мы знаем о том, что правительственная концепция развития России до 2020 года предусматривает смену сценария развития с нынешнего сырьевого на опти­мальный, высокотехнологичный, инновационный. Увы, возможно совершить модернизацию экономики без массо вой переподготовки кадров. И этим нужно заниматься пря мо сейчас, не ждать окончания кризиса и лучшей ситуации. Так и только так Россия сможет стать сильной и более могущественной страной.