Выступление на Конференции по применению спутниковых технологий в образовании. Германия, Грайфсвалд

Выступление

академика, профессора

Ефима Михайловича Малитикова,

Председателя Межгосударственного Комитета СНГ

по распространению знаний и образованию взрослых,
Президента Международной Ассоциации «Знание»

на Конференции по применению спутниковых технологий в образовании

г. Грайфсвалд, Германия

16-18 июня 2004 г.

 

Уважаемые дамы и господа!

Коллеги и организаторы конференции!

Мне и моим коллегам профессору Меньшикову  и профессору Шафиру, совместно и от имени английской компании «Сателайт Эдунет» выпала честь начать процесс создания Всемирного университета, способного стать одним из новейших  и важнейших инструментов  общественного развития в основе Устойчивого развития человечества.

         Разрешите приветствовать вас и начать вступительную речь нашей конференции.

         Глобализация неумолимо пришла в наш мир.

         Неожиданно она оплодотворила наше сознание и ментальность, покрыла  мегаполисы и  города, поставила в зависимость провинциальные центры.

Её признаки проявились в деревнях и на хуторах, вторглись в каждый дом, отразились в судьбе каждого человека.

         Она предопределила жизнь последующих поколений и диктует правительствам свои условия.

         Она пришла невидимо, как радиация и поглощает планету, как огонь, поедающий лес в сухую ветреную погоду.

         Независимо от нашего желания Глобализация либо делает нас своими жертвами, либо наездниками оседлавшими её.

         Ни политическая воля сверхдержав, ни совокупное могущество мировой банковской системы не может её остановить.

         Она – объективна, логична и неотвратима.

         Её нужно принять или стать её рабом, слугой без права голоса.

         Я – сторонник положительного восприятия, приветственного подхода и активного сотрудничества с глобальными процессами.

         Уверен,  что нужно занять попутную, а не заградительную позицию в этом процессе, избегая лобового столкновения.

         Во враждебном столкновении с глобализацией гибель её неразумных малограмотных оппонентов  даже не будет замечена ни ей самой, ни окружающим миром. Жертва будет бесславной, как хруст лягушки под колёсами трактора.

         Необходимо, пока не кончилась платформа разбега, вскочить на подножку поезда под названием Глобализация.

         Многие страны и народы до конца не осознали этого и пребывают в иллюзии, что глобализация их не коснется, что от неё можно отгородиться, зашторившись в комфортной нише с привычным и освоенным объёмом достатка в позе ленивого присутствия на празднике жизни.

         Но благополучие уходит из под ног каждого человека и любой, даже богатой страны, если она застоится в своём консервативном благоденствии, расходуя накопления предыдущей фазы своего развития.

         Опасность такого миропонимания аналогична безрассудству бесконтрольного давления на педаль акселератора новейшего Мерседеса.  Не теряя комфорта на большой скорости,  водитель теряет бдительность и может при неблагоприятных условиях вылететь на обочину, оставив после себя груду изуродованного металла в назидание остальным баловням судьбы.

К грядущим процессам, с которыми в одиночку не справится ни одна отдельно взятая страна, нужно готовиться.

         Жизни в новых условиях нужно учиться.

         Осваивать её нужно в режиме форсажа.

         Лучшим тренажёром для этого является наше с вами образование. Но не то, которым мы пользовались в прошлом веке, а принципиально новое, основанное на новых ментальных установках и новейших технологиях внедрения и распространения знаний.

         Классно-урочная форма обучения исчерпала свои ресурсы в наш информационный век.

         Подобно предшествующей Платоновской системе обучения с двумя-тремя учениками во время прогулки по саду она отстала от жизни, создав растущую цифровую пропасть и 880 миллионов абсолютно безграмотных не умеющих читать и писать людей, а кроме того 5-миллиардную цивилизацию отстающую от необходимых современных знаний.

         Именно,  безграмотность и, как следствие, неконкурентоспособность привели к тому, что более 2-х миллиардов людей на планете живёт менее чем на один доллар в день, более 3-х миллиардов – больше половины – на два доллара в день. Сотни миллионов – живут в полной беспросветной нищете, далеко не дотягивая даже до этих, мало совместимых с цивилизованной жизнью цифр.

         Ликвидировать этот цифровой разрыв при существующей классно- урочной форме обучения невозможно и цифровая пропасть будет увеличиваться.

         Ставка только на Интернет также не оправдывает себя в необходимой мере. Во-первых, Интернет очень дорог и его относительная массовость распространяется на густонаселённые развитые регионы Земли.

         В Африке его стоимость в 20 раз дороже. В горных регионах, где живёт четверть самого бедного населения планеты, где пока нет ни транспорта, \кроме ишаков, ни даже электричества. Здесь,  классическое использование Интернета не возможно по природно-географическим и экономическим причинам. Это относится и к районам Крайнего Севера и к Заполярью.  То же — в «горячих» точках планеты и глубоких малонаселённых деревнях.

         Проблемы образования и равенства доступа к  обучению относятся к десяткам миллионов людей, сидящих в тюрьмах и ко всему пожилому населению планеты и ряду других категорий людей. Все они – красное сальдо и тяжёлая ноша на плечах мировой экономики, а при доступе к  образованию – её положительный баланс.

Справиться с этой задачей может лишь система обучения, имеющая в своём распоряжении новейшие средства доставки знаний к потребителю на основе современных спутниковых коммуникаций.

         Ещё недавно образование Германии считалось одним из самых престижных в мировой образовательной системе. Сегодня, по многим объективным качественным составляющим в мировом рейтинге Германия попала  в нижнюю треть прогрессивной шкалы, не смотря на наличие старейших школ и университетов с многовековой историей и опытом обучения.

         Важную роль сегодня играет производительность высшей школы, университета, колледжа, факультета, кафедры, профессора и простого преподавателя.

         «Знания на экспорт!» – вот выдвигаемая нами новая теория успеха, его социальная и экономическая составляющая.

         Современному профессору нужна не 40-местная аудитория, не класс, а полумиллионная армия слушателей. Тем более, что из 60-ти миллионов преподавателей в мире 15 миллионов составляют дефицит. Цифровой разрыв при таком учительском соотношении с планетарным балластом безграмотности  будет ещё более увеличиваться.

         В то же время знания для человечества ровным слоем, как масло на хлебе, по планете не размазаны.  Получить их порой можно лишь из бережных рук уникального учёного совсем на другом континенте и не на общепринятом  языке массового употребления.

         Совершенно необходимо изменить старую формулу: « Знания – на всю жизнь!», на современный запрос на новую ментальную установку: «Знания – через всю жизнь!». Важно добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства – Образование взрослых.

         Сегодня, не будучи прописанной в Конституциях государств и уставах министерств образования, эта отрасль – экономический подснежник в государственной экономике оборачивает в два с половиной раза больше денежных средств, чем совокупный бюджет государств на образование.

         Она самодостаточна, так как, является востребованной сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удовлетворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи.

         Когда количество безграмотных неконкурентоспособных людей на Земле превысит критическую массу, они – рабочий инструмент в наркобизнесе и заказные киллеры, фанатичные террористы и «живые бомбы» могут похоронить не только спокойствие, но и само Устойчивое Развитие Человечества.

         Планетарные ценности постоянно меняются. Экспорт знаний и обучение становятся серьёзным видом бизнеса, а интеллектуальная собственность превращается в самый дорогой и прибыльный вид собственности.

         Следуя мировому запросу, Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и Международная Ассоциация «Знание», как Генеральный консультант ООН, располагают суперсовременной образовательной структурой – Современная  Гуманитарная Академия.

         Университет располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 государствах мира.

         2500 профессоров обеспечивают обучение 68 специальностям   165 тысяч студентов. Он входит в пятёрку самых крупных университетов мира.

Однако, в содружестве с НИИ Космических систем под руководством генерала военно-космических сил, профессора, доктора технических наук, академика Российской академии космонавтики Меньшикова, следуя конверсионной доктрине военного производства, Межгосударственный Комитет СНГ и МА «Знание» выдвинули идею создания совместно с английской компанией «САТ ЭДУНЕТ» Всемирного университета с одноимённым названием для обеспечения Глобального покрытия в интересах взаимного обмена и экспорта знаний ведущими университетами мира.

Процесс ментальных изменений самый сложный и продолжительный процесс в нашей человеческой жизни. Но, несмотря на тенденции и стремление  людей к возведению, перекраиванию и тяготению к границам, человечество остаётся единым организмом планеты.

         Преодолеть эту ментальность поможет молодой остров Будущего — Всемирный университет.

         Технические аспекты создания Всемирного университета доложит мой коллега профессор Меньшиков.

 

Благодарю за внимание.

Скачать PDF (на немецком)

Скачать PDF (на английском)