Труды Вольного экономического общества России. Том 109. №2/2009 Доклад «Между Наукой и Жизнью пролегает Знание, или Учимся жить в XXI веке»

Круглый стол «Д.И. Менделеев — гениальный ученый и гражданин России»

МЕЖДУ НАУКОЙ И ЖИЗНЬЮ ПРОЛЕГАЕТ ЗНАНИЕ, ИЛИ УЧИМСЯ ЖИТЬ В XXI ВЕКЕ


1. Следует ли противостоять глобализации

     Планета слишком мала, чтобы пренебрегать глобальными процессами во Вселенной. Пространство и время уже вручили Земле верительную грамоту под названием «глобализация». И мы, люди Земли, объявляем мобилизацию сознания, опыта и интеллекта, привлекаем интуицию, талант, глобальную этику и отправляемся в трудный, но благородный и благодарный путь для решения задач III тысячелетия, его вызовов и противостояний.

     Для глобализации и вытекающих из этого понятия глобальных проблем планеты наш глоссарий с его прошлыми госплановскими пятилетками и даже формулой «Пятилетку — в три года!» — не более чем метаморфоза микромира. Кстати, под этим названием Всесоюзное общество «Знание» выпускало серию библиотечки научно-популярной литературы.

     Глобализация неумолимо пришла в наш мир.

     Неожиданно она оплодотворила наше сознание и ментальность, покрыла мегаполисы и города, поставила в зависимость провинциальные центры.

     Ее признаки проявились в деревнях и на хуторах, вторглись в каждый дом, отразились в судьбе каждого человека.

     Она предопределила жизнь последующих поколений и диктует правительствам свои условия.

     Она пришла невидимо, как радиация, и распространяется по планете со скоростью огня в сухом лесу при ветреной погоде.

     Независимо от нашего желания глобализация либо делает нас своими жертвами, либо оседлавшими ее наездниками.

     Ни политическая воля сверхдержав, ни совокупное могущество мировой банковской системы не может ее остановить.

     Она — объективна, логична и неотвратима.

     Ее нужно принять или стать ее рабом, слугой без права голоса.

     Я — сторонник положительного восприятия, приветственного подхода и активного сотрудничества с глобальными процессами.

     Уверен, что нужно занять попутную, а не заградительную позицию в этом процессе, избегая лобового столкновения.

     Во враждебном столкновении с глобализацией гибель ее неразумных малограмотных оппонентов даже не будет замечена ни ею самой, ни окружающим миром. Жертва будет бесславной.

     Необходимо, пока не кончилась платформа разбега, вскочить на подножку поезда под названием «Глобализация».

     Важно констатировать: необходимость управления глобальными процессами набрала критическую массу. Критической массой надо управлять. Глобализация неизбежно ведет к ликвидации границ и формированию некоего прототипа мирового электронного правительства.

     Надо освободить наше сознание от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов.

     Многие страны и народы до конца не осознали этой необходимости и пребывают в иллюзии, что глобализация их не коснется, что от нее можно отгородиться, зашторившись в комфортной нише с привычным и освоенным объемом достатка в позе ленивого присутствия на празднике жизни.

     Но благополучие уходит из-под ног каждого человека и может уйти из-под фундамента любой, даже богатой страны, если она застоится в своем консервативном благоденствии, расходуя накопления предыдущей фазы своего развития.

     Такое миропонимание безрассудно.

     Опасность такого миропонимания аналогична безрассудству бесконтрольного давления на педаль акселератора новейшего «Мерседеса». Не теряя комфорта на большой скорости, водитель теряет бдительность и может при неблагоприятных условиях разбиться в назидание прочим.

     К грядущим процессам, с которыми в одиночку не справится ни одна отдельно взятая страна мира, нужно готовиться.

2. Проблемы современного образования

     Жизни в новых условиях нужно учиться. Неумолимое время -важнейший фактор. Осваивать будущее нужно в режиме форсажа. Лучшим тренажером для этого является наше с вами образование. Но не то, которым мы пользовались в прошлом веке, а принципиально новое, основанное на новых ментальных установках и новейших технологиях внедрения и распространения знаний.

     Владимир Вернадский сформулировал: «Человечество — совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии -через знания».

     Существующая ограниченная по производительности классно-урочная форма образования — устаревший, безнадежно отстающий и неэффективный для глобализирующегося мира инструмент планирования развития общества будущего.

     Нужны глобальные действия в образовании, поскольку сами проблемы глобальны как по сути, так и по происхождению.

     Классно-урочная форма обучения исчерпала свои ресурсы в наш информационный век и стала контрпродуктивной.

     Старая система образования отстала от жизни по технологии и производительности, создав растущую «цифровую» пропасть и миллиард абсолютно безграмотных, не умеющих читать и писать людей. При этом остальная 5-миллиардная цивилизация также безнадежно отстает от необходимых современных знаний. Разве это не путь к планетарной трагедии?

     Усугубляющим обстоятельством является 15-миллионный дефицит преподавателей, что составляет 26% от общего их числа в 59 миллионов человек. «Цифровой» разрыв при таком учительском соотношении с планетарным балластом безграмотности будет еще более увеличиваться.

     Действующие педагоги сами нуждаются в систематическом об­новлении своих знаний, отказе от консервативных взглядов на образование, освоении новых технологий распространения знаний.

     Нынешние учителя и их личные знания — продукт «аналогового» прошлого, бесперспективные заложники классно-урочной формы образования.

     Важно преодолеть ментальное эго педагогов-просветителей, выдающих свои компиляции за «мои знания», «моя лекция», «мой курс», «мой контент». Они упускают при этом, что их лекции и контенты существуют для жаждущего знаний человечества.

     Производительность сегодняшнего образования не соответствует требованиям процессов глобального управления. Необходимая численность аудиторий должна быть увеличена в тысячи и более раз, что в реальном классе невозможно.

     Рассчитывать на личную беседу с автором курса — все более не­позволительная роскошь.

     Сегодня к современному образованию не имеют доступа миллиарды людей. Миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адекватно участвовать в научно-техническом прогрессе и культурной жизни. И потому бедность и нищета сопровождают их жизнь.

     Роль образования в устойчивом развитии человечества недостаточно оценена и не пересматривается долгие десятилетия. Уместно напомнить слова президента Гарвардского университета Дерека Бока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте почем невежество».

     Именно безграмотность и, как следствие, неконкурентоспособность привели к тому, что более двух миллиардов людей на планете живет менее чем на один доллар в день, более трех миллиардов — порядка половины землян — на два доллара в день. Сотни миллионов живут в беспросветной нищете, далеко недотягивая даже до этих, малосовместимых с цивилизованной жизнью цифр.

     Ликвидировать «цифровой» разрыв при существующей классно-урочной форме обучения невозможно, и «цифровая» пропасть будет лишь увеличиваться.

3. Интернет или спутниковый телепорт?

     Перед вызовами устойчивого развития стратегической задачей мирового сообщества должно стать создание новых наднациональных инструментов планирования развития. В его основе лежит общемировое непрерывное общедоступное образование людей в течение всей сознательной жизни, т.е. с детства до глубокой здоровой старости.

     Современный образовательный контент, талантливо и технологично адаптированный к виртуальной экспортно-импортной транспортировке, должен отправляться из университетских телестудий через спутниковые телепорты по целевому запросу в любую точку планеты.

     Нужно учитывать, что для получения и осуществления достойной работы нужны диверсифицированные новейшие, а не вчерашние знания и навыки.

     Рабочие места для всех и эффективная занятость на национальном и международном уровнях ставят под вопрос глобальное устойчивое развитие.

     Глобализация и миграция — это органический сплав.

     В основе любого развития лежат противоречия, устраняемые новыми формулами, технологиями и правилами.

     У глобального развития должны быть глобальные наднациональные формулы, технологии и правила.

     Ставка только на Интернет также не оправдывает себя в необходимой мере. Во-первых, доступ к Интернету достаточно дорог, а его относительная массовость распространяется лишь на густонаселенные и высокоразвитые регионы Земли.

     Стоимость обучения через Интернет также сравнительно высока и пропорциональна численности пользователей. При массовом обучении, то есть более 100 тысяч человек, она будет в сотни раз превышать стоимость обучения с использованием спутников, где стоимость уменьшается пропорционально численности пользователей.

     Интернет по плечу только богатым и развитым странам, прежде всего США, Японии, Европе. Для высокогорных регионов, где живет почти четверть беднейшего населения планеты, где пока нет ни транспорта (кроме ишака), ни электричества, «классический» доступ в Интернет не только нерентабелен, но порой и невозможен по природно-климатическим, географическим, экономическим условиям.

     В Африке стоимость доступа в 20 раз дороже, чем в Москве. Это относится и к районам Крайнего Севера, и к Заполярью. То же и в «горячих» точках планеты, и в глухих малонаселенных деревнях.

     Проблемы образования и равенства доступа к обучению относятся к десяткам миллионов людей, сидящих в тюрьмах, а также и ко всему пожилому населению планеты и ряду других категорий.

     Говоря языком финансистов, необразованные люди — «красное сальдо» и тяжелая ноша на плечах мировой экономики, а при доступе к образованию — ее положительный баланс. Справиться с этой задачей может лишь планетарная массовая система обучения, имеющая в своем распоряжении новейшие глобальные средства доставки знаний к потребителю на основе современных спутниковых коммуникаций.

     Еще недавно образование Германии считалось одним из самых престижных в мировой образовательной системе. Сегодня по мно-I им объективным качественным составляющим Германия попала в нижнюю треть мирового рейтинга, несмотря на наличие старейших школ и университетов с многовековой историей и опытом обучения.

     Важную роль сегодня играет производительность высшей шко—И.1. университета, колледжа, факультета, кафедры, профессора и простого преподавателя.

     «Знания на экспорт!» — вот выдвигаемая нами новая теория успеха для всех образовательных и университетских центров мира, его социальная и экономическая составляющая.

     При существующем дефиците преподавателей современному профессору нужна не 40-местная аудитория, не класс, а полумиллионная армия слушателей.

     Совершенно необходимо на ментальном уровне изменить старую формулу: «Знания — на всю жизнь!» — на современный запрос и установку: «Знания — через всю жизнь!».

4. Знание — Сила, когда его использует Жизнь

     Знания для человечества ровным слоем, как масло по хлебу, по планете не размазаны. Получить их порой можно лишь из бережных рук или уст уникального ученого совсем на другом континенте и не на общепринятом языке массового употребления.

     По мере освоения современных технологий и инструментов доступа к мировому знанию первичное обучение необходимо трансформировать в изучение.

     Важно превратить избирательные генетические способности человека в стимул, мотивированный интересом и успехом, тягой к глубокому пониманию предмета изучения как к удовольствию в основании качественного долгожительства.

     Нужно добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства — образование взрослых. Сегодня эта отрасль, не будучи прописанной в конституциях государств и уставах министерств образования, — экономический подснежник в государственной экономике.

     Однако ее оборот уже в 2,5 раза больше, чем совокупный бюджет государств на образование. С одной стороны, она самодостаточна, так как востребована сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удовлетворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи.

     С другой стороны, когда количество безграмотных неконкурен-пособных людей на Земле превысит критическую массу, они, томатически превращаясь в «шанцевый инструмент» криминального мира, будут использованы и будут преуспевать как за-казные киллеры, курьеры в наркобизнесе, фанатичные террорист, или «живые бомбы», чем могут похоронить не только спокойствие страны, но и само устойчивое развитие человечества.

     Планетарные ценности постоянно меняются. Экспорт знаний и обучение становятся серьезным видом бизнеса, а интеллектуальная собственность превращается в самый дорогой и прибыльный вид собственности.

     С изменением ментальных установок и взглядов общества на образование взрослых и отражением его основополагающей роли в приоритетах политики государств качество жизни людей возрастет благодаря сохранению интеллектуального потенциала, опыта и мудрости пожилых людей.

     Старейшины с удовольствием остаются в созидательном строю вместо пополнения обреченной армии, живущей в узаконенном страдательном залоге на пенсионной обочине, с горечью ожидания «своего часа».

     Вовлечение взрослого и пожилого населения в современный образовательный процесс, обеспечение им доступа к прикладным и практическим знаниям и контактам позволит не только продлить их эффективную роль наставников для государства и общества, но и продлить жизнь в сопровождении уважительного восприятия их авторитета со стороны молодого поколения. При этом расходная часть бюджета страны на медицинское обеспечение пенсионеров резко снизится на фоне благодарной, а не озлобленной, заинтересованной позитивной философии восприятия естественных этапов жизни. В итоге численность образованного конкурентоспособного производительного населения страны и мира будет эффективно расти.

     Стоимость же массового, диверсифицированного по возрасту и способностям глобального современного образования будет асим­птотически стремиться к общедоступному минимуму.

5. Всемирный университет как гарант мировой экономики

     Следуя мировому запросу. Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и Международная ассоциация «Знание» как Генеральный консультант ООН располагают членством со статусом базовой организации суперсовременной образовательной структуры — Современной гуманитарной академии (СГА).

          СГА входит в пятерку самых крупных университетов мира. Она располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 государствах мира. 2500 профессоров обеспечивают обучение 175 тысяч студентов по 68 специальностям.

     Следуя конверсионной доктрине военного производства. Меж­государственный комитет СНГ по распространению знаний и об­разованию взрослых и Международная ассоциация «Знание» совместно с английской компанией SatEduNet выдвинули идею создания Всемирного университета дистанционного обучения (ВУДО) и обеспечения глобального покрытия в интересах мирового сотрудничества и международного разделения труда через взаимный обмен в виде экспорта-импорта знаний от ведущих университетов и профессоров мира.

     Всемирный университет как дистрибьютор современных знаний — гарант обеспечения мировой экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами на национальном и международном уровне.

     Организационно, юридически и уже фактически работа ВУДО началась усилиями Содружества Независимых Государств. Так, технический центр ВУДО обеспечивается Научно-исследовательским институтом космических систем при поддержке Российской академии космонавтики имени Константина Циолковского. К сожалению, эффективность данной работы снижают разнородные представления о ней, негибкие политики отдельных государств, несовершенные международные механизмы, национальный эгоизм, междоусобные интересы местного значения. Кроме того, старая образовательная система настаивает, что главный фактор успешного образования — непосредственный контакт между учеником и учителем. Действительно, это важный фактор. Но что поделать, если в информационном обществе он уже неэффективен?

     Преподавательская опека заедает и выводит на обочину собственные природные качества личности, которая нуждается в самостоятельном поиске истины, профессии, цели.

     Нужны новые технологии обучения, позволяющие мгновенно реагировать на изменения среды обитания человека и геополитические тенденции. Человечеству следует опираться на принципиально новые знания. Требуется высокомотивированная самостоятельность людей в изучении новых профессий, дисциплин, приемов и принципов жизни. Все это заставляет искать новые современные инструменты распространения знаний.

     И они уже в распоряжении человечества имеются.

     Некогда Сократ учил индивидуально, Платон создал целую академию, где было всего несколько учеников. Они учились, прогуливаясь в беседах по саду. Ученики делали жизнь со своего учителя, проникаясь его представлениями о мире и копируя даже образ его мыслей.

     Когда обществу потребовались тысячи образованных специалистов, классно-урочная система сменила платоновскую. Но настало время распрощаться и с ней. Ведь население планеты растет ежесекундно, а безграмотность не отстает и даже растет еще быстрее, поскольку в наше время все быстрее обновляются знания.

     Конечно, процесс ментальных изменений — самый сложный и продолжительный процесс, разворачивающийся на протяжении целой жизни, иногда жизни нескольких поколений. Тем не менее пора освободить наше сознание от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов в сфере распространения знаний.

     Преодолеть эту «удельно-княжескую» ментальность поможет молодой остров будущего — Всемирный университет. Этот оптимизм подкрепляется семнадцатилетним опытом работы созданной в России СГА.

     Стоимость обучения студентов СГА с использованием спутниковых технологий — 5 долларов на человека в год. Учеба через Интернет обошлась бы в 500 долларов, т.е. в 100 раз дороже. Виртуальная аудитория СГА в 4 тысячи раз больше классической.

     Студентам СГА в далеких бедных деревнях и высокогорных поселениях доступно обучение в Кембридже или Принстоне без отрыва от родного дома и связанных с этим непосильных трат.

     Сегодня сотни миллионов людей, живущих в горячих точках планеты, в полной беспросветной нищете, в мало совместимых с цивилизованной жизнью условиях, могут получить высококачественное разнопрофильное образование прямо на горном склоне, на пастбище, в ауле, отдаленной деревне, даже в тюрьме.

6. Жизнь — это Наука, ставшая Знанием

     Между наукой и жизнью протекает великая река. Она называется — Знание.

     На фундаменте науки можно построить прекрасную жизнь, но сначала она должна превратиться во всеобщее знание.

     Стремительно обгоняя нас, своих тихоходных «аналоговых» правопредшественников, бескомпромиссное, пренебрегающее аналогиями «цифровое» III тысячелетие призывает нас к ответственности за право быть преемниками нового «цифрового» времени и его единого для всех распорядка.

     Глобальные задачи и судьбоносные вызовы под страхом небытия из-за невежества не дают отсрочки человечеству для бездеятельной созерцательной позиции. Государствам и правительствам, лидерам и исполнителям, атеистам и верующим, юным сердцам и седым мудрецам революционно необходимо изменить традиционный, укоренившийся среди догм ушедших века и тысячелетия взгляд и ментальную установку на наше с вами образование.

     Земные песочные часы II тысячелетия — пусты. Их песчинки -методы, стандарты и установки — уже будущему не принадлежат. Без новых знаний нам будущего не обрести. Но прежде задумаемся, каково настоящее. В бюджетно-конституционном пространстве при современном устройстве общества и менеджменте времени жизнь среднего россиянина состоит из трех фаз: — быстрая, как спринт, учеба с целью получить достойное место в обществе; — долгая, как восхождение на Эверест, работа (лучше сказать, служба) для обеспечения достойного уровня жизни; — короткий, хотя и бессрочный, отдых на пенсии, чтобы также достойно сойти (по-английски) с дистанции на обочину.

     Увы, слово «достойно» во всех трех жизненных фазах для большинства россиян остается мечтой, эти три фазы не делают нашу жизнь качественной, эффективной, долголетней и счастливой.

     Что же мы имеем сегодня?

     Ветры истории создавали и разрушали империи, меняли общественно-экономические формации, перекраивали границы государств, создавая предпосылки нового на развалинах старого. В жертву приносились судьбы человеческие, судьбы народов, живая природа, будущее цивилизации.

     Планета стала слабее раздирающих ее противоречий. Противоречий между людьми и государствами, политикой и человечностью, совестью и целесообразностью, техническим прогрессом и запасом витальных ресурсов. Вот почему мир заговорил о неустойчивом развитии жизни на Земле, вспоминая об ушедших в небытие цивилизациях.

     Вращаясь в гигантском информационном котле, осваивая новейшие технологии, виртуальную реальность, взаимодействуя с далеким космосом и осваивая неодушевленное «цифровое» мышление, молодое поколение становится прагматичным и бездушным по отношению к создавшим мир сегодняшний. Оно делает свое будущее не на плечах даже, а прямо на животе своего создателя.

     Мостик между прошлым и будущим разрушен. Современное поколение уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, который имело возможность само исчерпать. Данная ситуация и получила название неустойчивого развития человечества. Инкубационный период этого заболевания цивилизации пока неизвестен.

     В поисках выздоровления мирового сообщества ООН приняла «Повестку дня на XXI век» и «Задачи Тысячелетия» как приоритет мировой политики для государств и правительств и мирового пра­вительства будущего.

     ООН рекомендовала правительствам, национальным и международным неправительственным организациям искать новые пути партнерства (партнерство II типа) государственных и общественных структур, СМИ, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации основных принципов устойчивого развития.

     Среди этих принципов особое место занимает непрерывное об­разование взрослых в течение всей жизни.

7. Высокопоставленные интеллектуальные банкроты

     Концепция образования в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которого формировалась и конституционная ответственность государства перед своим народом за его образование.

     В начале прошлого века полное обновление знаний происходило каждые 20-30 лет, и общество не очень остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную классно-урочную систему образования.

     Спустя столетие знания на планете обновляются на 20% в год. Однако существующее в большинстве стран традиционное базовое образование в силу своей инерционности не успевает за изменением мира и наших представлений о нем. Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22-23 годам, являются носителями в значительной мере устаревших знаний. В течение последующего карьерного «форсажа» протяженностью в 5-6 лет иные молодые люди (в зависимости от таланта и целеустремленности) приобретают высокое общественное положение, однако нередко оказываются при этом псевдоспециалистами, а то и просто интеллектуальными банкротами. Ведь за тот же период их знания успели полностью, на 100% устареть.

     Новое поколение, в свою очередь, также окажется в страдательном залоге несовершенства образовательной системы и еще быстрее будет вытеснено следующей генерацией молодых людей, оседлавших более современные технологии и подходы к решению прикладных, финансовых, экономических, научно-технических задач.

     Возникла новая социальная проблема — недоиспользование каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания. Формируются установки на необходимость скорого освобождения места и, как следствие, комплекс естественного увядания, ускоренного биологического старения, духовного истощения.

     И до тех пор, пока система и технология образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться. Поэтому образование взрослых наряду с экономикой и государственным строительством является важнейшим фактором и одним из основных аргументов и инструментов общественного развития.

     Уже в 1-м десятилетии XXI века, когда перед человечеством встало множество ранее неизвестных, острейших проблем, роль знания, образования и творчества неизмеримо возросла, ибо без них невозможно отвечать на вызовы времени. На исторической авансцене появляются страны и народы, которые заявляют и демонстрируют способности обеспечить более высокий уровень организованности, способности к поиску, воспитанности и мастерству во всех его проявлениях.

     Экономическое соревнование государств перемещается из про­изводственной области в сферу науки, новых технологий и образования. Состояние и уровень их развития будет определять конкурентоспособность стран, их положение на мировых рынках, в мировом экономическом сообществе и, в конечном счете, их национальную безопасность. Зависящие от этого перемены на геополитической карте, как видим, уже начались.

     Развитие же экономики в предстоящие десятилетия, по мнению экспертов, будет определяться ресурсами, состоящими из «черного золота и серого вещества». Неслучайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав в качестве одного из стратегических направлений утверждение принципиально новых подходов к национальным системам образования.

8. В борьбе за рынки сбыта

     После запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли развитые страны Запада, и прежде всего США, приступили к глубоким структурным и содержательным реформам образования, поставив его на первое место в перечне наиболее приоритетных направлений развития.

     Неслучайно первым ответом США на успехи СССР в космосе стало не наращивание ассигнований НАСА, а многократное увеличение ассигнований в образование и принятие Конгрессом в 1958 г. закона «Об образовании в интересах национальной обороны».

     В нем была определена особая роль системы непрерывного об­разования взрослых в укреплении военно-технического и научного потенциала США, меры по поддержанию уровня современных знаний образованных (взрослых) специалистов в области техники и естественных наук, а также специалистов со знанием иностранных языков.

     Одновременно формировалась национальная политика в области продолжающегося всю жизнь образования. В основу этой поли- тики был положен принцип приоритетности образования взрослых и его исключительной роли в обеспечении лидирующего положения США в мире.

     От Эйзенхауэра до Буша-младшего образование занимало одно из первых мест в политике национальной безопасности. За 1993— 2007 гг. расходы на образование в США, перераспределяясь в пользу непрерывного, увеличились почти в три раза и превысили 500 млрд долларов, что почти вдвое больше расходов на оборону. Доля лиц в возрасте 25 лет и старше, имеющих высшее образование, возросла с 7,7% в 1975 г. до 27,3% в 2007 г.

     Мир вычислил и понял, что необходимо вкладывать в образование взрослых около 6% валового национального продукта, выделяя в каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т.п.) доли ее бюджета и .рассматривая данные расходы как капиталовложения в производство на каждом предприятии. Известные всем именниковые компании мира работают именно по этой схеме.

     Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в своем докладе еще в конце 1980-х гг. пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней — не может быть и конкурентоспособной экономики.

     Наличие такой рабочей силы является необходимой предпосылкой для выживания в яростной конкурентной борьбе за экспортные рынки. Югославия — живой пример борьбы за рынки сбыта (в данном случае рынок оружия), «лабораторная работа» США по реальному показательному уничтожению независимого государства. Примеры такой борьбы лежат практически во всех горячих точках планеты последних десятилетий.

     Победителями окажутся те, кто быстрее сможет вложить результаты фундаментальных исследований в новые технологии и начать производство высококачественных товаров и их продажу по приемлемой цене. Это азбука современной экономической науки. Но без образования и, прежде всего, образования взрослых овладеть этой азбукой невозможно.

     По выводам Мирового банка, в национальном богатстве любой страны, если сравнивать даже несоизмеримые США и Малагасийскую Республику (Мадагаскар), производственная компонента составляет одинаково небольшую величину — чуть более 16%. А свыше 80% приходятся на долю человеческих ресурсов.

9. На фоне ментальной отсталости

     Образование взрослых не является составной частью базового образования, получаемого молодым поколением. В течение всей жизни оно должно быть основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения, совмещаемым с наукой, производством, сферой обслуживания.

     Только перемежая и чередуя в течение всей жизни образование и труд, а внутри этих процессов и периодов свободное время для своих увлечений, семьи, общественных занятий, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям и стране, вернем соскальзывающую в пропасть планету к устойчивому варианту развития.

     Таким образом, образование взрослых становится отдельной, самостоятельной суперотраслью в жизни человеческого общества, поскольку хорошо известно, что судьбоносные решения развития общества являются исключительной прерогативой взрослого населения.

     Во многих странах мира образование взрослых уже стало новой наднациональной отраслью, имеющей международную, европейскую, азиатскую, африканскую и другие континентальные, национальные структуры управления и распространения.

     Образование взрослых — единственная и важнейшая отрасль, чей наднациональный суперстатус во всем мире не вызывает сомнения. Однако борьба с ним традиционных, заржавевших в персональной самодостаточности консервативных сил официального бюджетно-конституционного образовательного сообщества закончится еще не скоро. Имеет место непримиримое злобливое противостояние госу­дарственной и частной, только нарождающейся системы платного образования. Здесь несправедливо используются неравные стартовые условия, должностные рычаги воздействия на оппонентов, связи в верхних эшелонах власти, выпестованных старой системой образования.

     Отсюда следует, что наше общество — производная самовыражения влиятельных, наделенных властью людей, получивших однажды и, как правило, весьма давно образование, которое условно можно признать приличным. При этом они показушно демонстрируют свою прогрессивность на фоне ментальной отсталости.

     Бюджетно-конституционный социалистический строй и классно-урочная форма образования создали глубокую колею, из которой не могут выйти многие поколения людей, правительства и государства. Даже новейшие достижения современного мира, как бумага на столе бюрократа, вылеживаются, ожидая экспертизы и восприятия их следующими новыми поколениями.

     Проводники нового, являясь возмутителями привычных норм, установок и принципов жизни, торчат из среды, вызывая ее раздражение и угрожающее судьбоносное для них сопротивление.

Нет спора, что в старые времена советская система образования была хороша и дала миру выдающихся ученых и специалистов. Но с тех пор прошли многие десятилетия, изменившие мир. его научные представления и взгляды на будущее.

     Однако есть катализаторы, помогающие успевать за быстро ме­няющимся миром знаний. Эти катализаторы — новейшие современные технологии. Причем на основе дистанционных космических интерактивных коммуникаций. Еще недавно о них мы могли лишь читать у фантастов, видеть в фильмах об инопланетянах, путешествиях в новые далекие миры и галактики. Да и сегодня даже весьма авторитетные и могущественные деятели и организаторы науки, образования, культуры являются убежденными носителями и сторонниками консервативных вчерашних методов распространения знаний.

     Порой некоторые из них во имя самосохранения выступают прямыми антагонистами внедрения всего нового и новейшего в реальные процессы жизни общества, в социальные технологии, к которым прямо относится наше с вами образование. Среда буквально кишит субъектами сопротивления, сопротивления всему, что из нее выпирает, движется быстрее «пелетона». Среди этих субъектов мы можем встретить реально влиятельных людей, еще сильные, но уже изживающие себя структуры и государственные аппараты.

     Подобные проблемы имеют общие признаки и в России, и в СНГ. Они будут существовать до тех пор, пока существует необъективность правообладателя, коррупция, взяточничество и очковтирательство, государственный и политический непрофессионализм.

     Что ж, своему развитию общество всегда было обязано противоречиям. Это непременное условие любого развития.

10. Сверхперспективная отрасль

     Мы продолжаем думать, что управляем обществом. Реально же мы пока управляем, но уже почти не зависящим от нас «цифровым» миром допотопными или, если хотите, антикварными «аналоговыми» способами и решениями.

     Трудно принимать к сведению без психологического шока, что масштабные военные операции, полетные задания и маршруты су­персовременных летающих ядерных ракетоносцев до сих пор про­считываются на логарифмической линейке.

     Неслучайно распалась сверхдержава СССР, и вместо нее на 1/6 части суши планеты лежат в гипсовом саркофаге, не срастаясь, части некогда единого могучего тела. Эти якобы независимые друг от друга государства притворно провозгласили синтетическое Содружество как успешную производную продолжающейся дружбы народов, когда-то с гордостью говоривших на одном языке.

     Трудоустроив тысячи малопригодных для будущего чиновников, живущих по формуле кипучих бездельников на средства еди- ного квотного бюджета государств СНГ, мы интуитивно, но «секретно» догадываемся о своей ментальной несостоятельности.

     Мы дурим друг друга, гудим в космический век паровозными гудками и едем при закрытых шторах в неизвестном, но прежнем направлении.

     И всем этим правит неосознанное невежество и желание еще хоть чуть-чуть побыть и других подержать в неведении об очевидном.

     Хвалясь 50-летним стажем работы наших лучших людей на одном заводе и на одном рабочем месте, мы демонстрируем и проповедуем невежество, примитивизм и мировоззренческую отсталость.

     Старые прекрасные педагоги «аналогового» прошлого века не­допустимо отстают от современных знаний. Им уже нечего сказать даже своим бывшим «аналоговым», но продвинувшимся по жизни ученикам. Для современных же молодых людей с «цифровым» от рождения мышлением они уже не педагоги. Они — максимум ученики, но кто и как может научить их при всеобщем мировом педагогическом дефиците?

     Образование взрослых — самая перспективная отрасль на планете. Только ей под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира. К счастью, образование взрослых минимально использует или вообще не потребляет средств из государственного бюджета. Тем не менее его развитие немыслимо без участия государств, поскольку обеспечивается интеграцией и взаимодействием государственных органов управления с неправительственными организациями.

     Главная задача — это создание условий, предпосылок, законов, позволяющих обеспечить непрерывное образование:
— как фактор увеличения продолжительности активной жизни человека;
— как фактор максимального и эффективного использования че­ловеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни;
— как фактор ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.

     Необходимо обеспечить формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни. Необходимо конституционно поддержать начавшийся процесс создания правовой базы, гарантирующей: — равенство всех видов образования перед законом; — право на получение образования в любом возрасте.

     Важно поощрять развивающуюся сеть негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих средства для финансирования образовательной деятельности.

11. Создание Межгосударственного комитета СНГ

     Вышеназванные проблемы обсуждались еще Всемирной кон­ференцией по образованию взрослых, проходившей в июле 1997 г. в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО.

     Форум проходил под девизом: «Образование взрослых — это ключ в XXI век!».

     Участниками конференции были министры образования 74 государств, руководители крупнейших международных и национальных общественных образовательных объединений.

     Не было только представителей России.

     Почему? Возобладало амбициозное фискальное самосохрани-тельное ведомственное мнение: у нас, мол, с образованием взрослых все в порядке.

     Но, как говорится, амбиции это не позиция.

     А двухнедельные курсы повышения квалификации — это не образование взрослых. Это — бюрократическое невежественное очковтирательство.

     Одним из главных вопросов конференции было финансирование образования взрослого населения планеты. Выводы: — необходимо создать и довести до автоматического применения систему персонального кредитования обучающегося взрослого населения; — требуется предоставлять государственные и налоговые льготы предприятиям, аккумулирующим средства для образования взрослого населения, а также всем предприятиям системы образо- вания взрослых, работодателям, обеспечивающим непрерывное образование взрослых в течение всей жизни, предприятиям, взявшим на себя пенсионное обеспечение своих рабочих и служащих.

     Конференция в своей декларации рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики и обеспечить каждому гражданину возможность один час рабочего времени в день использовать для совершенствования своего образования. Естественно, что без правовой и налоговой поддержки работодателей со стороны государства этого не произойдет.

     Что касается стран СНГ, то следует признать: новая, современная система образования взрослых здесь только зарождается. Стремление России и других стран Содружества к ускорению демократических преобразований в обществе и рыночных отношений в экономике входит в противоречие с темпами изменений в духовной сфере.

     Исторический опыт свидетельствует о том, что успех любой страны в преодолении критических ситуаций определяется прежде всего тем, в какой мере общественное сознание оказывалось восприимчивым к достижениям мировой цивилизации. Только это может обеспечить эволюционный ненасильственный процесс преобразований.

     Основным инструментом, обеспечивающим необходимые изменения в духовной жизни, несомненно, является система непрерывного в течение всей жизни образования населения.

     Крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых».

     В январе 1997 г. его подписали главы правительств Азербайджана, Армении. Белоруссии. Казахстана, Киргизии, Молдавии. России и Таджикистана. Полтора года спустя к соглашению присоединились Грузия, затем Украина.

     Для реализации этого соглашения был образован Межгосударственный комитет СНГ но распространению знаний и образованию взрослых. Идея создания такой структуры принадлежит Международной ассоциации «Знание», которая представлена в Межго­сударственном комитете наравне с государствами-участниками.

     Одной из важнейших задач комитета является трансформация просветительской и образовательной деятельности, а также координация подготовки законов по образованию взрослых в государствах СНГ. В этом мы отстаем и еще долго будем отставать от более благополучных государств.

12. Совместно с Международной ассоциацией «Знание»

     Сегодня образование взрослых является самым ценным ресурсом и достоянием человека перед лицом неясного будущего.

     Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения и промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой огромное количество военнослужащих вынуждены приобретать новую профессию, самым негативным образом влияют на судьбы людей, ведут к росту социальной напряженности и нестабильности в обществе.

     Никакие социальные выплаты, выходные пособия, сколь велики бы они ни были, не могут дать человеку самого главного — уверенности в завтрашнем дне. Необходимо создать возможность каждому человеку реализовать заложенные в нем природой таланты и наклонности.

     Картины будущего невозможно представить без компьютеров и средств связи. Именно они многократно расширили доступ к источникам информации. Задача состоит в том, чтобы они вошли в каждый дом, класс, предприятие и, что особенно важно, в каждую больницу, чтобы прикованный к постели больной ребенок или взрослый мог оставаться в контакте со школой, институтом, коллегами, семьей, друзьями.

     Среди прочих важнейших задач Межгосударственного комитета СНГ и Международной ассоциации «Знание»:
— предоставление широкого спектра информационных услуг;
— создание технической базы и сети дистанционного образования для взрослых;
— создание и развитие информационной и методической базы системы образования взрослых;
— создание системы подготовки преподавательских кадров для системы образования взрослых;
— создание научной базы андрагогики и валеологии.

     Любое человеческое общество в своем развитии зависит и от объема знаний, и от возможности отбирать нужную информацию ИЗ огромного потока. Глобальные компьютерные сети содержат океан информации. Даже хорошо подготовленному и знающему английский язык (язык Сети) специалисту требуется весьма много времени, чтобы найти именно то, что ему нужно.

     Необходимо создавать специальные информационные агентства, которые взяли бы на себя поиск, обработку и электронную доставку потребителю необходимой ему информации. Межгосударственный комитет и МА «Знание» считают также своей важнейшей задачей создание таких агентств. В будущем, вероятно, они придут на смену библиотекам.

     Равно как без интеграции в мировой рынок нельзя стабилизировать экономику, что в конечном итоге приведет к финансовому краху государства, так и без интеграции в мировое информационное пространство нельзя обеспечить устойчивое развитие.

     Здравомыслящим людям необходимо всячески способствовать рождению отрасли образования взрослых в России и других странах СНГ, а также интеграции этой отрасли в европейское и мировое сообщество.

     Основой устойчивого развития планеты, безусловно, станет общеевропейское и общемировое образовательное пространство атлантов Земли — взрослых людей.

     Руководствуясь декларацией «Об основных направлениях развития СНГ», подписанной главами государств СНГ, Межгосударственный комитет подготовил новую программу своей деятельности и внес свои предложения в Программу развития СНГ.

     Совместно с Международной ассоциацией «Знание» комитет подготовил и направил для внесения на заседания Совета глав государств и Совета глав правительств следующие вопросы:
— «Об изменении концепции образования в русле общемировых тенденций на пороге XXI века»:
— «О разграничении полномочий, задач и ответственности между системами базового образования и образования взрослых, а также кооперации между ними»:
— «Об открытии дверей школ, техникумов, вузов, университетов для использования в качестве учебной базы системы образования взрослых»:
— «О кредитовании непрерывного образования взрослого населения»:
— «О внесении изменений в Конституции и законы стран СНГ», которые гарантируют равенство всех видов образования перед законом и право граждан на получение любого вида образования в течение всей жизни без ограничения возраста.

     На третьем заседании комитет рассмотрел проект модельного закона «Об образовании взрослых». Применительно к странам СНГ мы обсуждаем принципиально иную, нетрадиционную концепцию образования под формулой: «Образование никогда не кончается».

     Ведь за плечами взрослых людей стоит счастливый союз трех вещей — опыт, изучение и мир.

13. Самые выгодные инвестиции

     Взрослые люди — посредники между прошлым, настоящим и будущим. Не найдя общего языка с молодыми из-за разных стартовых условий в образовании и информациологического инструментария, старшие поколения уходят из жизни, унося с каждым человеком целую библиотеку.

     Грамотность и компетентность должны интегрироваться во все усилия государств, чтобы противостоять проблемам.

     Из опыта перестройки обществ, опустошаемых в результате конфликтов, в ООН поняли, что мир требует гораздо большего, чем просто отсутствия войны.

     Корни конфликтов — в неадекватном понимании и возможностях. Семена войны зреют от неравномерного и неравного развития. Предотвращение ненависти — в образовании и знании.

     Первое слагаемое политической стабильности — информированный гражданин.

     Первое слагаемое экономического прогресса — квалифицированный работник.

     Первое слагаемое социальной справедливости — просвещенное общество.

     Образование — это строительство мира. Оно же — и наиболее эффективная форма его защиты.

     Инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем в любую иную сферу.

     Глобальная семья образованных и обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок.

     Сегодня миром правит неосознанное невежество людей, их не-компетентность, поэтому традиционные принципы образования нуждаются в замене.

     Задача не в том, чтобы ускорить, дополнить, подправить или отрегулировать систему образования.

     Задача — в коренной перемене установок, лежащих в основе ус­тойчивого развития человечества.

     Знаний на всю жизнь нам не хватает, а через всю жизнь трубопроводы знаний не протянуты.

     Вместе с тем в борьбе за место под солнцем в нехватке знаний не принято признаваться. Вот и дурим друг друга и общество, подменяя глубокое, объективное, современное, ретроспективное знание субъективным опытом, интуицией и эмоциями. А это. как известно, лишь сопутствующие инструменты развития.

     И если добавить, что часто наша деятельность в чем-то отлична от той, к которой нас готовило базовое профессиональное образование, то не приходится удивляться, что мы живем в обществе, где словно в сумасшедшем доме, лестницу начинают мыть с нижней ступеньки.

     Так, заедая жизнь зрелого поколения-созидателя, мы создаем установки на достаточность среднего или пусть даже высшего образования у молодого поколения, которое, едва повзрослев, сразу обречено на увядание.

14. Покончить с нищетой, вскочив в поезд знаний

     Поезд знаний мчится через пространство и время. И для каждого поколения людей, для каждого поколения правительств на его пути есть платформы и достаточный исторический миг, чтобы сознательно сесть в этот поезд.

     Но нет, мы, поколение за поколением, упускаем свой шанс, мы не садимся в него. Творя мелкие делишки, создавая мелкотравчатые законы и идеологизированные конституции, мы сосредотачиваемся на поверхностных, терпящих отлагательства вопросах удержания на плаву, упуская глубокое ретроспективное знание, накапливаемое со скоростью геологического процесса.

     Мы традиционно, наподобие мотыльков, бьющихся о раскаленный светильник, бежим не внутри поезда, глотающего мили Знаний. Мы бежим параллельно вдоль платформы — пока она не кончится.

     Поезд уходит, набирая скорость, а мы…

     Мы — это народы и правительства. Мы бесславно заканчиваем свой бег в млечной космической пыли, каждый со своей страной, со своим несовершенным знанием мира.

     Именно невежество сделало планету слабее раздирающих ее противоречий.

     Мы знаем многое о малом, но весьма мало — о главном.

     Необходима переоценка ценностей не на местечковом внутри­государственном уровне, а на планетарном.

     Мы — люди земли, а не только своего амбициозного регионального социума.

     ООН, ее Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), ЮНЕСКО и другие институты должны миновать длинный бюрократический пробег, оперативно повернуться лицом к инновациям и новаторам.

     Перед лицом деструктивной роли нарастающей безработицы, бедности, нищеты и плохо управляемой миграции необходимо ме- ими. инструменты развития и управления, чтобы не оказаться перед лицом еще более запущенных проблем и кризисов.

     Образование взрослых — важнейший инструмент, удочка, которая остановит протянутую руку нищеты, создаст рабочие места, минимизирует хаотическую миграцию. Причем эти процессы будут идти надежно и фундаментально, наслаивая положительные исторические результаты, как геологический процесс.

     На исправление ситуации направлены Кельнская хартия, подписанная в 1999 г. руководителями стран «Большой восьмерки», в ко юрой проблема образования взрослых обозначена как проблема номер один.

     Если нам удастся справиться с изменениями образовательных установок, то появится надежда справиться с кармическими пред­сказаниями Нострадамуса и других футурологов о предстоящем конце света.

     Неразрывность и взаимозависимость окружающего мира прекрасно описаны Расулом Гамзатовым:

Наш мир — Корабль, и он слабей
Его одолевающего шквала.
И в трюме много женщин и детей,
А тех, кто может плавать, — слишком маю.
И если вспыхнет на борту вражда,
И если драку матросня затеет.
Что делать всем? Что ждать тогда?
Всем слабым, всем, кто плавать не умеет…