Сборник Международной академии информатизации «Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества» Из доклада «Мировое информационное пространство и рыночная экономика России» в Москве 26 ноября 1997 г.

МИРОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

Малитиков Ефим Михайлович — президент Международной ассоциации «Знание», председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, академик Международной Академии информатизации.

 

Наш Форум рассматривает тему: «Мировое информационное про-странство и рыночная экономика России». Мне хотелось бы остановиться на значении и роли человеческого фактора в обсуждаемой проблеме.

Вряд ли необходимо долго доказывать прямую связь между информацией, экономикой и образованием в конце XX столетия.

Ни для кого не секрет, что современное общество не может существовать без огромного количества информации. Еще 15-20 лет назад ее циркуля-ция в обществе сводилась к передаче тем или иным способом знаний от одних людей к другим. Теперь же самостоятельным источником информации стали природные объекты, научные эксперименты, экономические и производственные процессы. Своевременное получение и быстрая обработка множества разнообразных данных непосредственно влияют не только на работу отдельных предприятий и фирм, нормальное функционирование рыночной экономики, но и на нашу повседневную жизнь.

И то что информатизация превратилась в важную сферу человеческой деятельности подтверждает создание и деятельность нашей Международной Академии информатизации.

Ведь использование в качестве источника веками накапливающийся потенциал знаний определяет в конечном счете интеллектуальную мощь любого современного государства.

Но, информационный взрыв, гигантский информационный поток, бушующий в мировом пространстве не должен вырваться из под контроля человека, который сумеет его обуздать, использовать как средство благосостояния народов и процветания человечества. Мировое информационное пространство следует использовать всем. Без интеграции каждой страны в мировое информационное пространство невозможно обеспечить устойчивое развитие человечества. Равно, как без интеграции в мировой рынок нельзя стабилизировать экономику России и любого другого государства, переживающего экономические трудности. Но, чтобы научиться управлять и использовать, как средство своей деятельности законы информатики и экономики необходимо быть образованным человеком.

Только образованные люди понимают, что в современном мире национальное богатство любой страны состоит из трех компонентов. Это: произ-водственный капитал (промышленность, транспорт, энергетика, системы информатизации и коммуникации и т.д.); природный капитал (полезные ископаемые, земельные, лесные, водные ресурсы и т.д.) и человеческий капитал (образовательный и культурный уровень населения). Стандартные методы оценки экономического развития ничего не говорят о благосостоянии нации. Анализ показывает, что даже, казалось бы, такие несопоставимые государства, как Мадагаскар и Соединенные Штаты Америки получают одинаково -около 16 процентов своего национального богатства от производственной компоненты. Поэтому одной из главных составляющих национального достояния являются человеческие ресурсы.

Не случайно, президент США Билл Клинтон в своем послании 4 февраля нынешнего года выдвинул в качестве одной из главных задач страны на будущее — проблему образования. Президент считает, что XXI век бросает самый трудный вызов для Соединенных штатов Америки. И чтобы на него достойно ответить Соединенные Штаты должны добиться самого лучшего образования своего населения. В стране должны быть самые лучшие в мире учебные заведения, самые лучшие учителя и преподаватели.

Конкретная задача, считает Президент США, заключается в том, чтобы: каждый ребенок в 8 лет должен уметь читать и писать. Сегодня в США неграмотные в этом возрасте четверо из десяти детей. Каждый в 12 лет должен уметь подключаться к Интернету, обладать основами информатики. В 18 лет — быть способным и иметь возможность поступить и учиться в колледже, получить высшее образование. А затем учиться всю оставшуюся жизнь. Правда, неплохой пример для подражания и заботы о будущем страны и народа?

В конце нынешнего столетия не вызывает сомнения, что устойчивое развитие человечества служит ключом в XXI век. Сейчас мы знаем, что ус-тойчивое развитие (сбалансированность производства и потребления для воспроизводства человеческих ресурсов) имеет более сложные формулы, нежели голое экономическое развитие.

Если экономический рост, становление рыночной экономики является несомненно важным для устойчивого развития, то не менее важно осознать тот факт, что для достижения этой цели нельзя пожертвовать образованием в течение всей жизни человека. Настало время убрать в сторону идею о том, что инвестиции нужно делать только в экономику. Инвестиции в людей и повышение их образованности более важно и является решающим условием для создания рыночной экономики в России и других странах СНГ, а также для устойчивого развития человечества.

В поисках выздоровления мирового сообщества и достижения его ус-тойчивого развития Организация Объединенных Наций приняла «Повестку дня на XXI век» и как приоритетную задачу рекомендовала правительствам, международным и национальным неправительственным организациям искать новые пути партнерства государственных и общественных структур, средств массовой информации, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации основных принципов устойчивого развития.

Среди этих принципов особое место занимает непрерывное образование взрослых в течение всей жизни.

Взгляды на образование в конце XX века серьезно изменились. В начале нынешнего столетия обновление знаний происходило примерно каждые 20-30 лет и общество не очень остро чувствовало недостаток современных знаний. Образование было прямо привязано к возможностям государственного бюджета. На его основе формировалась ответственность государства перед своим народом за его образование.

Сегодня знания обновляются каждые 6 лет благодаря стремительному ускорению научно-технического прогресса. Однако существующее в боль-шинстве стран мира традиционное образование не успевает за этим обновлением. В результате, молодые люди после окончания высших учебных заведений уже к 25-28 годам оказываются обладателями уже устаревших знаний. Следующие 5-6 лет они обычно употребляют на то, чтобы занять определенное место в обществе, а наиболее талантливые и целеустремленные добиваются руководящих постов. В этот период многие молодые люди тратят всю свою энергию и знания на то, чтобы занять определенное общественное положение и, приобретя его, нередко становятся руководителями, не обладающими современными знаниями, а некоторые просто интеллектуальными банкротами в высоком ранге.

Новое поколение, в результате несовершенства образовательной системы ждет та же перспектива. Оно еще быстрее будет вытеснено на обочину жизни следующей генерацией молодых, оседлавших более современные технологии и подходы к решению поставленных жизнью задач.

Таким образом, рождается глобальная социальная проблема, которая означает что каждое предыдущее поколение уходит из жизни, не использовав до конца своего ресурса, опыта, энергии созидания. В сознании людей формируются установки на необходимость освобождения места и, как следствие, комплекс естественного увядания, ускоренного биологического старения, духовного истощения. И до тех пор, пока система образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное и продуктивное время каждого нового поколения будет сокращаться.

Поэтому образование взрослых является уже сегодня одним из важнейших факторов и императивов устойчивого развития человечества.

Не случайно Европейское сообщество в интересах создания единой Ев-ропы предъявляет новые требования к будущему человеку Европы. И важнейшим из этих требований предусматривается создание новой образовательной системы для подготовки такого человека. Речь идет не только о том, чтобы будущие поколения получили то же самое, чем обладаем мы, а намного больше и лучшей При этом главная задача состоит в том, чтобы создать необходимые условия, предпосылки, законы, которые позволяют обеспечить непрерывное образование для увеличения продолжительности активной жизни человека, максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей жизни и таким образом способствовать ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.

Отметим, что в странах Европейского сообщества уже немало сделано для создания такой системы образования взрослых. Это, в первую очередь, формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни.

Это, так же, начавшийся процесс создания правовой базы, которая га-рантирует равенство всех видов образования перед законом и право на по-лучение образования в любом возрасте. Это и развивающаяся сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих денежные средства для образовательной деятельности.

Именно эти проблемы и обсуждала Всемирная конференция по образованию взрослых, проходившая в июле 1997 года в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО. Форум прошел под девизом «образование взрослых — это ключ в XXI век». Его участниками были министры образования 74-х государств, руководители крупнейших международных и национальных общественных образовательных объединений. На Конференции серьезно обсуждался и вопрос финансирования образования взрослого населения планеты.

В своей декларации Конференция рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики и обеспечить каждому гражданину возможность один час рабочего времени в день использовать для совершенствования своего образования.

Надо признать, что в странах Содружества Независимых Государств пока еще современная система образования взрослых только делает первые шаги. Хотя еще совсем недавно в республиках бывшего СССР существовал высокий уровень развития педагогической науки, было большое число высококвалифицированных педагогических кадров, существовала развитая образовательная инфраструктура. Эта система была полностью государственной и финансировалась им же, но относилась в основном к базовому образованию. В настоящее время, в результате переживаемых этими государствами финансово-экономических трудностей, образование взрослых переживает нелегкие времена.

Демократические преобразования и утверждение рыночных отношений в экономике России и других странах Содружества сопровождаются резким ослаблением внимания государства к духовной сфере.

Но не следует забывать и исторический опыт свидетельствует, что успех любой страны в преодолении критических ситуаций определяется, прежде всего, тем, в какой мере общественное сознание оказывалось восприимчивым к достижениям мировой цивилизации. Только таким путем возможно обеспечить эволюционный ненасильственный процесс прогрессивных преобразований в любом государстве. Одним из таких инструментов, обеспечивающим необходимые изменения в духовной жизни, несомненно, явилось созданное ровно 50 лет тому назад Всесоюзное общество «Знание», у истоков которого стояли выдающиеся ученые и деятели культуры. Первым председателем Правления общества стал тогда президент Академии наук СССР Сергей Иванович Вавилов. Почти полвека общество «Знание» было крупнейшей общественной просветительской организацией, аккумулирующей знания о передовых достижениях академической и отраслевой науки, высшей школы и распространяющей их среди населения.

На протяжении всей истории общества «Знание» многие его члены, при огромной занятости научной и государственной работой, считали распространение знаний не менее важной деятельностью, следуя завету нашего знаменитого соотечественника М.В.Ломоносова: «Науки производить и оные распространять».

Понимая, что наибольший эффект с точки зрения экономического развития дают вложения в программы распространения знаний о важнейших достижениях человеческой цивилизации среди населения и осознавая непреходящую ценность сохранения общего информационно-образовательного пространства, просветительские и образовательные неправительственные организации «Знание» суверенных государств и республик решили сохранить свою уникальную структуру и преобразовали Всесоюзное общество «Знание» в» Международную ассоциацию «Знание» еще в ноябре 1991 года.

Сегодня Международная ассоциация «Знание», в которую вошли не-правительственные организации и ряда стран Европы, Азии и Америки, ставит своей целью способствовать интеграции России, всех стран СНГ и Балтии в мировое информационное пространство и тем самым включить их в общемировой процесс обмена научными, образовательными, просветительскими достижениями.

В этих целях Ассоциация широко использует свой статус консультативного члена Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), а также членство в других Международных организациях, включая Всемирный Совет и Европейскую Ассоциацию по образованию взрослых. Она осуществляет совместные программы с ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП, а также с рядом международных неправительственных организаций. Распространяя информацию о достижениях науки и образования, и следуя своему девизу «через знание — к взаимопониманию, сотрудничеству и прогрессу», Международная ассоциация «Знание» стремится содействовать повышению образовательного и культурного уровня населения, воспитанию его в духе демократических традиций и этическому выздоровлению общества.

Важным шагом в создании системы непрерывного в течение всей жизни образования взрослых в странах Содружества явилось «Соглашение о со-трудничестве в области распространения знаний и образования взрослых».

В январе 1997 года его подписали Главы Правительств Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Таджикистана. Для реализации этого Соглашения был образован Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых.

Идея создания такой структуры принадлежит Международной ассоциации «Знание», которая одной из своих главных задач считает содействие интеграции стран СНГ в Европейскую систему образования взрослых. Решением Совета Глав Правительств СНГ Международная ассоциация «Знание» представлена в Межгосударственном Комитете наравне с государствами-участниками.

Одной из важнейших задач Комитета является преобразование просветительской и образовательной деятельности в духе требований времени, а также координация подготовки законов об образовании взрослых в странах СНГ.

В силу известных финансово-экономических трудностей, правительства государств-участников Комитета ограничены в возможности реализовать эти задачи. В этом плане мы отстаем и еще долго будем отставать от более благополучных государств. Компенсировать это отставание может организация системы непрерывного образования людей в течение всей жизни, а также привлечение средств международных финансовых институтов в целях реализации наших совместных программ.

Комитет уже разработал основные направления деятельности и наметил программу создания системы непрерывного образования взрослых в странах Содружества.

Предусматривается, в первую очередь, работа с родителями. Именно они помогают детям делать первые шаги в познании окружающего мира. Также определена работа с учителями, обучающими детей основам многообразных знаний.

Вряд ли необходимо доказывать, что в наше время образование в России превращается в самое ценное достояние человека перед лицом происходящих в обществе перемен. Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения в промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой большое число военнослужащих должны приобретать новую профессию, все это отрицательно влияет на судьбы людей, ведет к росту социальной напряженности и нестабильности в стране.

В этих условиях огромное значение приобретают постоянное совер-шенствование общих и специальных знаний, налаженная служба профессиональной ориентации переподготовки, доступность каждого вечерней и заочной форм образования позволят людям с наименьшими издержками менять профессию и место работы. Это также даст возможность каждому человеку полностью реализовать заложенные в нем природой таланты и способности.

Одной из таких программ могла быть подготовка политической, госу-дарственной, технологической, научной, культурной элиты. Эта подготовка на основе соглашений (своего рода госзаказа) будет осуществляться в ведущих по той или иной специальности вузах, которые находятся не только в Москве.

Нельзя забывать, что образование является не менее важным ресурсом конкурентоспособности России и стран СНГ, чем их недры.

Рисуя картину XXI века, многие эксперты убеждены, что роль образования, роль знаний будет повышаться в условиях информационной революции. Сегодня компьютеры и средства связи многократно расширили доступ к источникам информации.

Но задача состоит в том, чтобы они вошли в каждый дом, в каждую классную комнату, в каждую аудиторию высших учебных заведений, на каждое предприятие и в каждую организацию и, что особенно важно, в каждую больницу, чтобы прикованный к постели больной ребенок или взрослый мог оставаться в контакте со школой, институтом, коллегами, семьей, друзьями.

Еще одна важная проблема, которую будет решать Комитет — это пре-доставление самого широкого спектра информационных услуг. Ведь любое человеческое общество в своем развитии зависит и от объема знаний, и от возможности отбирать нужную информацию из его огромного потока. Глобальные компьютерные сети содержат океан информации. Даже хорошо подготовленному и знающему английский язык (язык сети) специалисту требуется не мало времени, чтобы найти то, что ему нужно. Поэтому следует создавать специальные информационные агентства, которые осуществляли бы поиск, обработку и доставку потребителю необходимую ему информацию.

Реализация намеченных программ позволит вовлечь огромный потенциал России и других стран СНГ в прогрессивные процессы, происходящие на планете.

В этом заинтересованы не только народы наших стран, но и все люди, понимающие неразрывность и взаимосвязь окружающего человечество мира.

Пока живет в людях дух стремления к знаниям, дух творчества, развития, цивилизации, научного и художественного поиска, пока они видят красоту стихотворной строки и математической формулы — люди имеют все осно-вания верить в наступление лучшего будущего. Я уверен, что интеллектуальный труд и раньше бывший не особенно благодарным, еще будет оценен сполна. Причем именно в наше непростое время.

Скачать PDF