Избранные материалы Научно-практической конференции, посвященной 10-летию СНГ. Минск, 27–28 августа 2001 г. Из доклада «Наднациональные факторы развития содружества и их роль в урегулировании противоречий на всех уровнях»

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОДРУЖЕСТВА И ИХ РОЛЬ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА ВСЕХ УРОВНЯХ

Е.М. Малитиков, Председатель Межгосударственною комитета по распространению знаний и образованию взрослых, Президент Международной ассоциации «Знание»

Содружество прервало губительный процесс на 10 лет. Оно противопоставило ему мирный цивилизованный дипломатический, взвешенный стиль отношений между истосковавшимися но суверенитету государствами.

Честь ему и хвала!

Но справиться с селевым потоком нелегко, даже невозможно без из-держек, потерь, ошибочных рисков.

Но и здесь объективная статистика подтверждает, что СНГ имеет положительное сальдо но отношению к результатам, которые смогли бы сложиться без его появления на геополитической карте мира.

СНГ ответило на вызов времени, дало возможность обдумать турбулентные процессы, а некоторые даже перевести в ламинарное течение.

У всех было время насладиться независимостью, понять, что это не единственный показатель благополучия страны.

Было время осознать необходимость перехода к взаимовыгодным вариантам сотрудничества в судьбоносных и общих для каждой страны процессах. Появилась возможность просчитать варианты будущего на десятки лет вперед и разглядеть совместные геополитические приоритеты в условиях глобализации. Было время попять, что сиюминутные ин¬тересы не отвечают мудрой перспективной стратегии. Сложные проти¬воречия в различных сферах межгосударственных отношений, прежде всего в политике и экономике, неурегулированные конфликты, агрессивный национализм и возникающие па этой почве вооруженные конфликты и терроризм характерны не только для СНГ. Отнюдь нет.

В летописях упоминается свыше 5,5 тысяч войн в истории человечества.

Мир заговорил о неустойчивом развитии жизни на Земле еще в конце прошлого столетия.

В поисках путей оздоровления мирового сообщества ООН приняла «Повестку дня на XXI век», в которой поставила задачу и рекомендовала 458 правительствам, международным и национальным НПО искать новые пути партнерства для реализации принципов устойчивого развития.

Мировая тенденция к пересмотру философии, аргументов и инструментов общественного развития легла в основу другого решения ООН «Устойчивое развитие человечества — Программа на XXI век».

Именно эти документы ООН были в основе инициативы ряда государств СНГ и поводом к созданию в 1997 г. Решением Совета глав правительств СНГ Межгосударственного комитета по распространению знаний и образованию взрослых. Недавно в Комитет направили своих представителей в высоких рангах Грузия и Украина.

Образование взрослых в вышеназванных решениях ООН выдвигается как важнейший фактор общественного развития в основе устойчивого развития. Пятая Всемирная конференция ЮНЕСКО в Гамбурге в 1997 г. приняла Декларацию и рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики.

Лидеры «большой восьмерки» в 1999 г. в Германии и в 2000 г. в Японии в принятых Декларации и Коммюнике подтвердили эту формулу.

На Саммите тысячелетия — Генеральной ассамблее ООН главы го-сударств и правительств согласились с необходимостью государственной и политической поддержки непрерывного образования взрослых людей в течение всей жизни в эпоху перехода к информационному обществу.

Лидеры мирового правопорядка вняли выводам исследований Мирового банка, что в национальном богатстве сверхдержавы и маленько-го островного государства производственная компонента составляет одинаково малую величину — не более 16%.

Планетарное сальдо человеческих ресурсов земли таково: 880 млн людей — абсолютно безграмотны, 4,5 млрд — не обладают современными знаниями. Это ли не путь к планетарной катастрофе?!

Ситуация усугубляется, так как знания па планете ежегодно обновляются на 15%, делая отстающих от них интеллектуальными банкрота¬ми уже через б лет.

Речь идет о взрослых, включая любой ранг, вплоть до президентов государств.

В мире растет понимание, что формула «Образование на всю жизнь» должна быть заменена на ментальную установку «Образование — через всю жизнь». Хотя цена такого передела — 6% валового национального продукта.

Выделив в каждой отрасли народного хозяйства доли ее бюджета, и, рассматривая расходы на образование взрослых как капиталовложения в про¬изводство на каждом предприятии, мы справимся с этой непростой задачей.

Так делают крупнейшие транснациональные корпорации мира в острейшей борьбе за мировые экспортные рынки.

Без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней — конкурентоспособной экономики.

Образование становится в мире отдельной самостоятельной суперотраслыо, поскольку судьбоносные решения в развитии мирового сообщества являются исключительной прерогативой взрослого населения планеты,

Образование взрослых не является составной частью базового традиционного бюджетно-конституционного образования.

Оно практически не потребляет средств из государственных бюджетов, оборачивая в 2,5 раза больше финансов, чем совокупные государственные ассигнования па базовое образование.

Во многих странах мира образование взрослых уже стало наднациональной отраслью, имеющей международную, европейскую, азиатскую, африканскую и другие континентальные региональные структуры управления и распространения. Оно — самая молодая и перспективная отрасль на планете и ей под силу изменить опасные тенденции в СНГ и вообще на геополитической карте мира.

Главное — это сформировать в общественном сознании установки на необходимость никогда не прерывать свое образование в течение жизни. Важно поддержать это конституционно, политически и на правовом уровне:
• важно обеспечить равенство всех видов образования перед законом, право граждан получать образование в любом возрасте;
• создать для этого предпосылки и законы;
• поощрять развивающуюся сеть негосударственных учебных заведений и структур, формирующих вне бюджета средства для финансирования образовательной деятельности.

Нужно помочь людям с наименьшими издержками менять профессию и место работы в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.

Мир уже покончил с идеей инвестиций только в экономику. Инвестиции в людей, повышение их образованности более важны для экономического процветания.

Взрослые люди — посредники между прошлым, настоящим и будущим. Сегодня образование взрослых является самым ценным ресурсом пе¬ред лицом неясного будущего.

Мы все должны понять новые истины. Корни конфликтов в странах СНГ и во всем мире и неадекватном понимании происходящего. Семена войны зреют от неравномерного и не¬равного развития.

Предотвращение ненависти — в образовании и знании.

Компетентность и образованность должны интегрироваться во все действия руководства и политику государств, чтобы противостоять грозным проблемам, конфликтам, противоречиям всех уровней.

Выводы, которые мы должны сделать:
• первое слагаемое политической стабильности — информированный гражданин;
• первое слагаемое экономического прогресса — квалифицированный работник;
• первое слагаемое политической справедливости — просвещенное общество.

Образование — это строительство мира. Оно — наиболее эффектив¬ная форма его защиты.

Инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем любое другое.

Глобальная семья образованных и обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок.

Сегодня же миром правит неосознанное невежество людей, некомпетентность.

Вместе с тем в борьбе за место «под солнцем» в нехватке знаний не принято признаваться.

Вот и дурим друг друга и общество, подменяя глубокое объективное современное ретроспективное знание субъективным опытом, интуицией и эмоциями.

А это — сопутствующие инструменты современного развития.

Традиционная система образования создаст установки на достаточность среднего или пусть даже высшего образования у молодого поколения, которое, повзрослев, сразу обречено на увядание.

Поколение за поколением, упускает свой шанс, пренебрегая глубокими ретроспективными знаниями.

Сосредоточиваемся на поверхностных вопросах удержания на пла¬ву и бесславно заканчиваем свой путь, каждый в своей стране со своим несовершенным знанием мира.

Именно невежество сделало планету слабей раздирающих ее противоречий.

Мы знаем много о малом, но весьма мало о главном. Необходима переоценка ценностей. Не на местечковом и даже не па внутригосударственном уровне, а на планетарном. Мы — люди Земли, а не только своего амбициозного регионального социума.