Всемирный университет нового типа без языковых, национальных и культурных границ
(Новые технологии Устойчивого Развития в глобальном мире)

Из выступления академика, профессора Ефима Михайловича Малитикова,
Председателя Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых,
Президента Международной Ассоциации «Знание» на пленарном заседании 11-ой сессии Генеральной Конференции ЮНИДО


Я представляю здесь старейшую неправительственную организацию Международную ассоциацию (МА) «Знание», обладающую консультативным статусом ЮНИДО, Генеральным консультативным статусом ЭКОСОС ООН и консультативным статусом в Департаменте общественной информации ООН (DPI).

Наша организация — партнер и Восточно-европейский координатор сети IRENE, созданной ООН для взаимодействия НПО во всем мире.

В течение почти 60 лет наша организация занимается просветительством. Сначала в бывшем СССР, а затем в странах СНГ и тридцати других государствах планеты: 4,5 млн. наших членов читали свыше 25 млн. лекций в год. Во второй половине прошлого столе-тия для просвещения 300-миллионной страны этого было достаточно. Тогда знания на планете обновлялись лишь за тридцать лет. Сейчас — в 5 раз быстрее.

Сегодня лекционная классно-урочная система образования и просвещения, как передача знаний от человека к человеку, стала контрпродуктивной. Она не способствует сокращению цифрового разрыва из-за своей низкой производительности, увлекая бедные народы в цифровую пропасть.

Мы пришли к выводу, что сокращение цифрового разрыва возможно только на основе использования новейших суперсовременных спутниковых технологий распространения знаний и новейших образовательных систем.

За последние 10 лет накоплены огромный опыт и технический потенциал, освоены новые технологии, созданы крупнейшие в мире спутниковые образовательные центры в Москве, регионах России, странах СНГ и ряде других государств мира, включая труд-нодоступные, высокогорные и далекие северные районы.

Более 400 городов покрыто приемными терминалами для миллионной армии слушателей из единого телепорта в Москве и дополнительного в Кембридже.

Только одна из наших базовых структур — Современная Гуманитарная Академия обучает 175 тыс. студентов, получающих знания по 68 специальностям системы высшего и дополнительного образования.

Сегодня мы поднялись на новый уровень. Совместно с Научно — Исследовательским Институтом Космических Систем и Российской Академией Космонавтики, следуя кон-версионной доктрине военного производства, МА «Знание» выдвинула, зарегистрировала и реализует совместно с английской компанией «SatEduNet» проект Всемирного Университета дистанционного обучения. Его техническая база обеспечивает глобальное покрытие территорий для экспорта-импорта знаний между ведущими университетами мира.

Поддержку этому грандиозному планетарному проекту и международной ассоциации «Знание» осуществляет межправительственная организация — Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, который я также имею честь возглавлять с 1997 г.

Здесь объединены усилия государств Содружества СНГ и неправительственной организации МА «Знание» в Партнерство 2 типа по классификации ООН.

Сегодня в рамках программ ЮНИДО о передаче технологий мы готовы выступить с партнёрской инициативой по совместному использованию странами — членами техни-ческой базы и технологий распространения знаний на благо промышленного развития.

Промышленное развитие невозможно без новых современных знаний и технологий, которые необходимо изучать, распространять и использовать в практической жизни.

Обновление этих знаний происходит со скоростью многократно превосходящей традиционные классно-урочные образовательные технологии.

Вот почему мы считаем, что именно образование, но, весьма современное, является ключом к преодолению большинства планетарных проблем.

В основе устойчивого развития любой страны лежит фактор культуры, связанный со средним уровнем образованности критически значимой массы населения.

Предвестником приближающегося кризиса в любой стране является отставание именно в системе знаний.

Каждый год обновляется до 17% используемых сегодня знаний. «Банкротство» по специальности наступает через 5-6 лет.

Сегодня недостаточно быть выпускником Оксфорда, Кембриджа или Стэнфорда. Для преподавания с университетской кафедры недостаточно быть даже Нобелевским лауреатом. Нужен талант популяризатора новейших достижений цивилизации в самых разных отраслях знаний.

В этом и состоит общемировая тенденция возрастающей нехватки ква-лифицированных педагогов. Именно, из-за этого огромное большинство населения планеты современными знаниями не обладает и не имеет доступа к ним.

Применяя бухгалтерскую лексику, можно констатировать: в балансе существующей системы распространения знаний образовалось «красное сальдо», последствия которого ощутят на себе уже ближайшие поколения.

Мировой банк 10 лет назад вывел формулу: промышленность представляет не более 16% потенциала современной цивилизации. Основную часть составляет человеческий ресурс.

Великий ученый Вернадский сказал: «Человечество — совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии — через знания!»

Многие в мире уповают на Интернет. Однако…

Самый бедный миллиард людей на Земле живет там, где Интернет слишком дорог (например, в Африке) или просто не может быть устроен в силу особенностей ландшафта и суровых природных условий.

Сегодня к современному образованию не имеют доступа миллиарды людей. Миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адекватно участвовать в научно-техническом прогрессе и культурной жизни. И потому, бедность и нищета сопро-вождают их жизнь.

Вот откуда черпают свои резервы наркомафия, криминальные структуры, преступные кланы и терроризм…

Но в распоряжении человечества уже есть реально глобальный потенциал спутниковой связи, которая при массовом использовании в сто раз дешевле, чем кабельный Интернет.

Важно констатировать: необходимость управления глобальными процессами набрала критическую массу. Критической массой надо управлять. Глобализация неизбежно ведет к ликвидации границ и формированию некоего прототипа мирового электронного правительства. Все компоненты современной цивилизации — знания, информация, люди — должны непрерывно двигаться и взаимодействовать в мировом пространстве по принципу сообщающихся сосудов.

Самое главное: знания необходимо равномерно распределить по планете. Образно говоря, нужно «размазать знания по планете, как масло по хлебу».

Надо освободить наше сознание от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов.

Важно преодолеть ментальное эго педагогов-просветителей, выдающих свои компиляции как «мои знания», «моя лекция», «мой курс», «мой контент». Они упускают при этом, что их лекции и контенты существуют для жаждущего знаний человечества.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что знания есть, но они не распределены, есть прекрасные популяризаторы, но им противостоят тривиальные компиляторы.

Знания — это энергетическая среда цивилизации, которая «разлита» среди множества университетов, образовательных и научных центров.

Нужен общий центр дистрибуции знаний — Всемирный университет, но не по названию, а — по сути. Он должен стать аккумулятором глобального научного потенциала, сведений о преподавательском корпусе всего мира. Через него должно стать возможным оптимизировать потенциал гениев популяризации знаний без потерь для глобальной аудитории слушателей.

Всемирный университет как виртуальное понятие, должно обозначать мировой центр, «который присутствует везде». Через него всем становятся доступны самые лучшие программы и самые талантливые преподаватели мира.

Перед вами откроются хранилища лучших контентов, созданных педагогами-популяризаторами разных стран. Знания можно взять по своему усмотрению и таланту.

И, обратите внимание, — я беру, я выбираю, а не мне дают! Возникает «естественный отбор» курсов, программ и преподавателей на основе конкретного запроса.

Нужны глобальные действия в образовании, поскольку сами проблемы глобальны, по сути, и происхождению.

Приоритеты обучения сменяются приоритетами изучения, при безусловно важной роли преподавателей, но очень высокой квалификации и обладающих самыми современными знаниями. В таких учителях нуждается глобальная аудитория и нужно позаботиться о техническом увеличении их глобальной производительности.

Здесь без космических коммуникаций не обойтись. Современные университеты и учебные центры должны строить и обладать собственными космическими телепортами для обмена взаимно акцептируемыми лучшими контентами.

Нужен экспорт-импорт знаний через единый дистрибьюторский телепорт.

Ясно одно — классно-урочная система, как идеология и основная технология образования умерла. Рассчитывать на личную беседу с автором курса — все более непозволительная роскошь.

Ныне есть новые эффективные средства удовлетворить потребность миллионов людей получать знания «из первых рук» и лучшего качества. Над реализацией такого запроса я и мои единомышленники трудимся все 365 дней в году.

Это позволит догнать ускоряющийся поток новых знаний и гармонизирует потребности Устойчивого Развития с человеческими ресурсами.

Роль образования в устойчивом развитии человечества не достаточно оценена и не пересматривается долгие десятилетия. И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвардского университета Дерека Вока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».

Традиционная система образования базируется на формуле: «Образование — на всю жизнь», что было достаточно, когда знания обновлялись раз в 30 лет. Время потребовало другой формулы: «Образование — через всю жизнь».

Это должно стать приоритетом политики государств, составной частью законов и конституций, а затем — ментальной установкой человеческой цивилизации. Необходимо внедрение этой формулы во все усилия государств, чтобы противостоять существующим проблемам.

Мы готовы к широкомасштабному сотрудничеству с ЮНИДО по программам передачи технологий для промышленного развития».