Федеральная газета № 01 (137), январь 2009 г. Статья «Электронное правительство — цивилизационная неизбежность»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО — ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ

     Менее года осталось до формирования в РФ электронного правительства, концепцию которого реальное правительство одобрило в мае 2008 г. «Явление народу» виртуального кабинета запланировано на начало 2010 г. Концепция определяет электронное пра­вительство, как «новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий, качественно новый уровень оперативности и удобства получения организа­циями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов».

     Сейчас рабочая группа с участием ученых из Высшей школы экономики изучает го­товность субъектов РФ к предоставлению государственных услуг через интернет. Мини­стерство связи и массовых коммуникаций должно согласовать с Минэкономразвития по­следнюю редакцию ФЦП «Электронная Россия», которая несет львиную долю расходов по реализации концепции.

     Ситуацию комментирует Ефим Малитиков председатель Межгосударственного комитета СНГ, президент Международной просветительской ассоциации «Знание». Ефим Михайлович Малитиков представляет СНГ и МА «Знание» в ООН, с трибуны которой он еще 10 лет назад призывал к самой широкой «цифровизации» власти.

     — Ефим Михайлович, вы отмечали, что еще сравнительно недавно слово­сочетание «электронное правитель­ство» воспринимали как «господство компьютеров». Но, наконец-то, лед тронулся — мечты сбываются?

     — Пока я далек от оптимизма. Прежде всего, инновационные перемены нужны в нас самих, особенно, в психологии доблестно-кипучих чиновников. Что проку от электронных тендеров, если побеждают в них, как правило, «свои» подрядчики? Это не прозрачность власти, а имитация прозрачности. Убежден, что внедрение e-government мало повлияет на нашу бюрократию — не снизит ее коррупционности, не повысит ее эффек­тивности и вообще не сделает ее чело­вечнее, не заставит искренне помогать гражданам.

     — Тогда стоило ли сыр-бор городить? «Переход» государства в интернет — удовольствие не из дешевых, это миллиарды долларов…

     — Подобно глобализации, интернети­зация неумолима и неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами. Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять для него самую черную работу. Электронное правительство — неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться, перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничества возрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этому времени будет достигнута и тотальная интернетизация общества. Поверьте, все затраты многократно окупятся экономией времени и нервов огромного числа людей.

     — Все-же, в будущее вы смотрите с оптимизмом. Тогда откройте секрет: как одолеть коррупцию?

     — Ну, это секрет Полишинеля. Прежде всего, государству следует избавиться от излишних функций, передав их, в частности, саморегулируемым ор­ганизациям. Заодно, это позволит резко сократить государственный аппарат. Кроме того, необходимо ввести презумп­цию невиновности налогоплательщика и презумпцию невиновности продукто-производителя. Сейчас они постоянно под подозрением, вынуждены без конца оправдываться и умасливать «государевых людей». Как вы знаете, в последнее время президент и Федеральное собрание России предпринимают шаги в этом направлении. Процесс очень непрост, поскольку ему отчаянно противится сама коррупционная среда. Кстати, вопиющая недобросовестность чиновников харак­терна не только для нашей страны.

     — За границей то же самое?

     — Постоянно сталкиваюсь там с ка­чествами, которые мы привыкли считать «фирменными» отличиями родной бюрократии: безынициативность, без­ответственность, несамостоятельность, нулевая креативность. Карл Маркс, теорию которого переврали большевики, прекрасно знал повадки слуг народа во многих европейских странах. Его вывод: «Бюрократизм — это отрыв формы от содержания и придание этой форме са­мостоятельного содержания». Проблема в том, что сложно оценить производи­тельность рядового чиновника, поэтому он получает твердую зарплату независимо от результатов труда. Отсутствие мотивации оборачивается безразличием: люди работают механически, бездумно, в то время как их ум увлечен чем-то личным.

     — И тут уже неважно, оказывают они услуги через интернет или принима­ют посетителей в кабинетах?

     — Конечно. Лишь один пример. В американской авиашколе Huffman Aviation научились пилотировать самолеты два приятеля. 11 сентября 2001 г. они за штурвалами двух угнанных лайнеров протаранили Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. А 11 марта 2002 г., то есть ровно через полгода, в авиашколу посту­пило официальное уведомление о том, что прошения обоих курсантов об аме­риканской студенческой визе удовлетво­рены с августа 2001-го. Мировой рекорд тупости! Мало того, что чиновники послали уведомление с огромным опозданием, так они не удосужились сопоставить имена и фотографии курсантов с лицами камикадзе, о которых говорила вся страна. Между тем, уровень интернетизации США уже в то время был высочайшим.

     — Какие еще проблемы встанут перед электронным правительством?

     — Его ввод «в эксплуатацию» вполне может быть отложен. Так, до сих порне создан единый федеральный портал с информацией о всех государственных услугах страны и переадресовкой поль­зователя на сайты соответствующих ве­домств. Между тем, запуск этого портала был запланирован на 2008 г. Его смысл в том, что все население, включая бизнес, получает возможность обращаться ко всем органам власти из общего для всех виртуального узла круглые сутки в режиме «нон-стоп», без выходных и праздников.

     — Почему, на Ваш взгляд, единый портал «притормозился»?

     — Многие ведомства, особенно в ре­гионах, интеллектуально еще слишком отсталы для обслуживания населения на удаленном доступе. У них «аналоговая» ментальность, им предстоит преодолеть колоссальную «цифровую» пропасть. Например, Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования упорно не принимают электронную отчетность. Налоговая служба и Пенсионный фонд в этом плане, несравненно, более продвинуты.

     — Однако электронные услуги могут оказаться дороже обычных. Как минимум пользователь должен иметь компьютер, подключенный ко все­мирной паутине, а это уже затраты.

     — Действительно, возможность сдавать балансы через интернет обходится юридическому лицу ежегодно примерно в десять тысяч рублей — это плата фирме-посреднику за электронную подпись, программное обеспечение и его обслуживание. Но и баланса «на бумаге» еще никто не отменял, и его нужно сдавать в налоговую. Разве что можно сделать это и по истечении отчетного периода. Так что нынче происходит примерка, обкатка, всеобщее наше с вами окультуривание.

     — То есть бухгалтерам добавилось мороки, а их компаниям — расходов, что особенно ощутимо в условиях экономического кризиса.

     — Пока дело обстоит именно так. Ду­маю, после победной реляции о начале работы электронного правительства на его «утруску», «пригонку» и «шлифовку» уйдут многие месяцы. Но пройти этот путь, повторяю, необходимо, ибо другой отсутствует. Знаете, что сказал об этом пятьсот лет назад Макиавелли? «Нет ни­чего труднее,опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому».

     — Итак, рано или поздно население прекратит общение «в реале» со сво­ими чиновниками. Не смогут ли они попросту игнорировать поступающие запросы на государственные услуги?

     — Вы так говорите, словно сегодня клерки спешат удовлетворить нужды своих посетителей! Наоборот, программные средства вынудят госучреждения работать четче и быстрее, ведь каждое обращение фиксируется и ставится на контроль автоматически. На базе хорошо известных в бизнесе систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management) созданы системы управления взаимо­отношениями с гражданами (Citizen Relationship Management). Конечно, с учетом отечественной ментальности, те­оретически можно допустить некие разо­вые злоупотребления, например, сговор чиновников с программистами, но массо­вого характера они носить не будут, это невозможно.

     — Давайте помечтаем. Допустим, электронное правительство в России создано, его работа отлажена. На конкретных примерах поясните, что хорошего принесет это людям?

     — Приведу лишь несколько примеров из американских реалий. Девелоперы прямо из офисов согласовывают с властями застройку участков. Автомобилисты, не выходя из дома, ставят на регистрацию и снимают с нее свои машины, продлевают срок действия водительских удостоверений. Виртуальный оружейный магазин связан с государственной служ­бой, выдающей разрешения на обладание огнестрельным оружием, так что пообивать всевозможные пороги. Через сеть уже несколько лет сдают налоговые декларации. И я уже не говорю о всевоз­можных платежах — электронные расчеты для Америки давно стали нормой.

     — Как сообщают, в 2009 году на муни­ципальных выборах в Эстонии можно будет проголосовать при помощи со­тового телефона. Насколько подоб­ная технология приложима к России, если вспомнить, что у нас Верховный суд то и дело разбирает жалобы на подтасовки при подсчете голосов?

     — Информационные технологии бес­страстны, они «по определению» не могут действовать селективно в отношении каких-либо политических сил. В привычной нам явочной модели волеизъявления гораздо больше простора для фальси­фикаций, нежели при дистанционном го­лосовании. Переход на него осуществля­ется не только в развитых странах, но и в развивающихся — Бразилии, Венесуэле, Индии, Казахстане и других. Для России это также вопрос ближайшего будущего. Голосование через интернет или с помо­щью мобильной связи поднимет доверие общества к избирательной системе, при­ведет к увеличению числа граждан, реа­лизующих свое активное избирательное право.

Ольга Мартьянова