Электронный журнал «Исследовано в России» выпуск 3, февраль 2004 г. Статья «Непрерывное образование в течение всей жизни»

Единая образовательная информационная среда

Малитиков Ефим Михайлович, профессор, Председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, созданного решением Совета Глав Правительств СНГ 17 января 1997 года.

Непрерывное образование в течение всей жизни

Введение

Наша неправительственная организация (НПО)  Международная ассоциация ЗНАНИЕ – одна из старейших в системе ООН. Она — почти ровесница ООН.

Международная ассоциация (МА) «Знание” возникла в 1991 году в результате преобразования Всесоюзного общества «Знание”, созданного в 1947 году. Ассоциация — неполитическая, общественная организация объединяет в своих рядах просветительскиее и образовательные общественные формирования стран СНГ и Балтии, а также ряда стран Европы, Америки и Азии. МА «Знание” является членом Европейской ассоциации и Международного Совета по образованию взрослых, имеет генеральный консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН. Всю свою историю она занимается просвещением общества, распространением научных, политических, правовых, экологических и экономических знаний для одной шестой суши планеты (территория бывшего СССР).

Для реализации задач и возможностей, интегрируемых ООН в Устойчивое развитие, мы используем свой полувековой опыт, новейшую техническую, научную и образовательную базы, а также самые современные собственные космические телекоммуникации.

Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых создан в январе 1997 года решением Совета Глав Правительств Стран Содружества для координации действий по пропаганде знаний, консолидации творческого и научного потенциала в решении социальных и экономических задач.

Для подготовки данных рекомендаций, проводились консультации с другими НПО в Восточной Европе, государственными чиновниками и представителями ООН.

В январе 2002 г. представители этих групп встретились в Москве, чтобы обсудить результаты консультаций и тему «Доступность образования и равенство возможностей – реализация целей международного развития».

Проблемы образования
В бюджетно-конституционном пространстве, в современном устройстве общества и менеджменте времени жизнь среднего россиянина протекает в три исторически сложившиеся фазы:

— быстрая, как спринт, учеба, чтобы получить достойное место в обществе,

— долгая, как восхождение на Эверест, работа (лучше сказать служба), чтобы достойно жить,

— и, как правило, короткий, хотя и бессрочный отдых на пенсии, чтобы также достойно сойти (по-английски) с дистанции на обочину.

Сегодня, когда слово достойно на всех трех этапах лучше не употреблять, эти три фазы не делают нашу жизнь эффективной длинной счастливой.

К основным проблемам образования в первую очередь следует отнести:

  • Огромное количество абсолютно безграмотных людей;
  • Гигантское количество людей, отстающих от современных знаний;
  • Процессы глобализации;
  • Стремительный рост объема знаний;
  • Сокращение количества преподавателей.

Сегодня в мире живет 880 миллионов абсолютно безграмотных людей и 4,5 миллиарда отстающих от современных знаний.

Они – особенно первая категория, являются опаснейшими балластом планеты с непредсказуемыми экологическими, геополитическими и демографическими последствиями.

К этой категории, конечно, относятся и исполнители — камикадзе известных всему миру последних кошмарных террористических актов, верующих в награду за свои действия после смерти.

Безграмотные и нищие люди становятся легкой добычей для вождей терроризма и наркобизнеса, что ведёт к разрушительным последствиям для всех.

Образование и переподготовка для добрых дел этих людей, обновление их разрушительного менталитета – задача всего мирового сообщества.

Все живущие на Земле взрослые люди, не зависимо от возраста, нуждаются в непрерывном в течение всей жизни обучении и переподготовке.

Однако, этот постулат не является пока ментальной установкой большинства людей на Земле и даже лидеров государств. По этой же причине он пока не входит в приоритеты государственной политики мировых правительств.

Вместе с тем «ветры меняют дорожные указатели». Так и глобализация требует новых технологий переобучения и переподготовки специалистов постоянно нарождающихся видов промышленных индустрий и других ототраслей ччеловеческого бытия.

Отрицательные эффекты глобализации появляются именно там, где политики игнорируют проявление непрофессионализма на пути к будущему.

Творя сегодняшний день, современное поколение уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, который имело возможность само потреблять.

Неустойчивое развитие человечества – заболевание цивилизации, инкубационный период которого пока неизвестен…

В поисках выздоровления мирового сообщества Организация Объединенных Наций приняла «Повестку дня на ХХI век» как приоритетную задачу. ООН рекомендовала правительствам, национальным и международным неправительственным организациям искать новые пути партнерства государственных и общественных структур, средств массовой информации, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации основных принципов устойчивого развития.

Среди этих принципов особое место занимает непрерывное образование взрослых в течение всей жизни.

Концепция образования в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которого формировалась и конституционная ответственность государства перед своим народом за его образование.

  В начале века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования.

Сегодня знания на планете обновляются на 15% в год, т.е. каждые 6 лет.

Однако, к сожалению, существующее в большинстве стран традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, не успевает за изменением мира.

Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22 — 23 годам, являются носителями уже устаревших знаний.

Следующие 5-6 лет они обычно употребляют на свою карьеру и, в зависимости от таланта и целеустремленности, достигают определенного места в обществе, а отдельные из них добиваются высших руководящих постов.

В течение карьерного «форсажа» многие люди тратят в этом направлении всю свою энергию и, приобретя, наконец, высокое общественное положение, нередко становятся псевдоспециалистами, не обладающими современными знаниями, а зачастую просто интеллектуальными банкротами в высоком ранге.

Новое поколение, в свою очередь, также окажется в страдательном залоге несовершенства образовательной системы и еще быстрее будет вытеснено на обочину следующей генерацией молодых, оседлавших более современные технологии и подходы к решению прикладных, финансовых, экономических, научно-технических задач.

Выбор путей решения проблем образования
Традиционная технология образования на планете – передача знаний непосредственно от человека к человеку с каждым годом становится все менее эффективной и тормозит общественное развитие.

Это происходит потому, что скорость обновления знаний каждый год все быстрее опережает классический контактный способ их передачи от учителя к ученику.

В начале прошлого века рабочие знания на планете обновлялись за тридцать лет. И человеку их хватало от студенческой скамьи до пенсии.

Сейчас знания на Земле обновляются на 15 процентов в год. Через 6 лет перерыва в обучении и переподготовке общество получает интеллектуального банкрота, непригодного для работы на современном уровне. Это приводит к маргинализации и разрушению конституционных обязательств и обещаний государств.

Только современные космические телекоммуникации и дистанционные технологии обучения и переподготовки догонят ускоряющийся поток обновления знаний и приведут потребности Устойчивого развития в гармонию с человеческими ресурсами.

Только в этом случае предприниматели развивающихся стран – важные участники мировой стратегии интеграции, преодолеют проблемы выхода на мировой рынок.

Только таким образом развитие станет устойчивым мировым процессом, искореняя маргинализацию общества, бедность и нищету.

Расчеты показывают, что ддля устойчивого развития мир, в лице любого государства, должен ассигновать в обучение и подготовку 6 процентов валового национального продукта, выделяя в каждой области соответствующие доли ее бюджета и рассматривая расходы на это, как капиталовложение на каждом предприятии.

Без конкурентоспособной системы обучения и переподготовки кадров не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней – конкурентоспособной экономики.

Выводом многолетних исследований Мирового банка является факт: « В национальном богатстве любой страны, если сравнивать даже не соизмеримые, — сверхдержаву США и маленькое островное государство Мадагаскара промышленная компонента составляет одинаково малую величину – не более 16 процентов. Остальную и основную часть составляют человеческие ресурсы».

Необходимо обеспечить в общественном сознании изменение установки: «Образование на всю жизнь» на установку: « Образование – через всю жизнь!»

Авторитет ООН может провести этот постулат в число приоритетов государственной политике своих членов. Только тогда грамотность и компетентность будут интегрированы в усилия государств, противоборствуя проблемам устойчивого развития.

Первое слагаемое любого развивающегося общественного процесса – квалифицированный специалист. Образованному и знающему человеку – несвойственна ненависть.

Инвестирование в образование, обученние и переподготовку дает для человечества гораздо большую отдачу, чем любое иное.

Уровень самостоятельного доступа конкретной личности к информации и образованию, в широком и избирательном спектре ее способностей и потребностей судьбоносно определяет сегодня продолжительность и качество жизни человека и человечества в целом.

Достичь этого традиционными классическими образовательными технологиями двух тысячелетий ушедшей истории невозможно.

Критическая масса общечеловеческих знаний изживает классные аудитории. А для взрослых, весьма занятых в структурах общества, обучение в классах и комфорт непосредственного общения с учителем, является для современной жизни общества роскошью. Сюда нужно добавить и нарастающий недостаток учителей, обладающих достаточными современными знаниями, при традиционной системе повышения квалификации. Необходимо приучатся к виртуальным взаимодействиям между специалистами, учителем и учеником и новым технологическим возможностям добычи знаний.

Нужно учиться осуществлять даже международные проекты через виртуальное пространство, что делает их многократно дешевле и эффективнее.

Человечество уже неоднократно проходило рубежи от гужевого транспорта к автомобилям, самолетам, космическим кораблям. Придет оно и к межзвездным и межгалактическим будням и взаимодействиям. Также от материального представления о мире оно движется к информационному.

Прямо на глазах у современников, как в фантастическом романе, менялись почтовые технологии отправлений: на смену почтальону пришел факс, электронная почта, мобильный и спутниковый телефон, нормой становятся видеоконференции.

Фотография химическая постепенно вытесняется цифровой, а киноиндустрия превращается в телевизионную, переходя от традиционных киностудий к современным телецентрам. СМИ и издательства начинают телепортироваться, а традиционные библиотеки превращаются в виртуальные электронные базы.

Тормозом при переходе на новый уровень всегда служила инерция отстающей ментальности. Мы должны освободится от своих старых идей, как новорожденный покидает уютную материнскую утробу. Установки человека прошлого века на достаточность старых, давно полученных знаний, не отвечают требованиям времени и интересам Устойчивого развития.

От концепции – к практической реализации
Каким образом наша неправительственная организация – Международная ассоциация ЗНАНИЕ реализует свой Генеральный консультативный статус в ЭКОС?

Ответ таков:

Мы обучаем одновременно 141 тысячу слушателей нашего головного образовательного негосударственного Центра – Современного Университета Непрерывного образования по 68 специальностям.

Это в семь раз больше, чем обучает образовательный гигант России — Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова.

Мы осуществляем эту работу по широкому географическому фронту, создав 370 институтов – филиалов нашего Университета в России и других государствах мира.

Мы привлекли для распространения знаний и образования людей свыше 1700 лучших преподавателей-профессоров из самых выдающихся Университетов мира, создав почти 400 экстерриториальных кафедр.

Мы создали и используем для обучения собственный космический телепорт, экcплуатирующий в том числе и американские спутники связи.

В структуре нашего Университета работает девять научно-исследовательских институтов по проблемам, технологии и психологии различных видов образования.

Мы используем самые последние достижения научно-технического прогресса, десятки тысяч единиц самого современного электронного и компьютерного оборудования и новейшие образовательные технологии и методики, а также только собственные учебники.

Мы располагаем электронной библиотекой, мгновенно поставляющей учебную информацию и литературу во все филиалы Университета в различные государства мира для всех обучающихся у нас студентов.

Мощность каналов телекоммуникационной связи позволяет распространить ежесуточно свыше 40 тысяч учебных пособий и сиюминутно внести изменения в учебные материалы и Программы во всех институтах – филиалах одновременно.

Мы обучаем своих слушателей в Кембриджском университете по юридическим специальностям, независимо от того, где географически располагается институт – филиал, будь то глухая деревня или высокогорное село.

Мы осуществляем обучение людей необходимым специальностям в горячих точках, таких как Чечня, а так же в тюрьмах.

Мы добиваемся реализации прав Человека на образование, записанные в Конституции, не смотря на географическую и образовательную ущербность далёких глухих деревень и горных аулов, несмотря на недосягаемость для них традиционных форм обучения в классных аудиториях.

Что общего между тюрьмами, живописным высокогорьем Киргизии, холодными равнинами Сибири, пострадавшими от войн регионами Чечни и Афганистана?

Это места, где официальные данные об образовании ужасающе демонстрируют провал в социальном развитии населения, не соответствующий его генетическим признакам и способностям к элементарной грамотности.

Это хорошая и плохая новость одновременно. Плохая новость в том, что в этих отдаленных регионах образовательная инфраструктура совершенно неразвита вследствие недоступности. Хорошая новость в том, что сегодня эта инфраструктура может быть создана достаточно быстро и дешево, благодаря появившимся в последние годы современным телекоммуникационным образовательным технологиям.

Представьте себе место, где недавно гремели выстрелы и взрывы, где мальчики, играют с компьютерами вместо автоматов или девочек, сидящих в классах и просматривающих сотни электронных книг. Один класс изучает Кембриджский курс права, некоторые на английском, а некоторые на казахском или чеченском языках. Другой класс изучает модернизацию сельского хозяйства.

Внимание учащихся привлекается образовательным телевидением, дополняющим ежедневные уроки. Программы демонстрируют оживление бесплодных земель вокруг далёкой крошечной школы.

Учителя уже не огорчаются, что учебники разваливаются, а новых учебников не поступает. Каждый день они получают желаемые учебники через спутник по космическим линиям связи.

В тоже время реализуются программы по повышению квалификации при поддержке местных властей и ЮНЕСКО. В конце школьного дня дети машут рукой передвижной школе, которая тут же заполняется взрослыми учащимися.

Другая передвижная школа едет в следующую горную деревню, третья к пастушьему высокогорью, четвертая на горнорудный комбинат.

Это не фантастика. Это сегодняшняя реальность образовательной сети Международной Ассоциации «Знание», которая имеет 370 образовательных центров в Восточной Европе и Центральной Азии.

В таких краях есть поколения людей, с рождения лишенных права на образование, получивших сейчас возможность учится для будущего, используя современные технологии.

Спутниковые коммуникации связывают эти отдаленные регионы и обеспечивают общение между ними. Образовательные технологии, созданные для XXI века дают уверенность в том, что учащиеся в отделенных регионах не будут забыты и тоже будут иметь возможность к развитию.

Знание/СГУ имеет филиалы в Республике Чечня, где идет обучение сотен молодых людей, которые будут строить цивилизованное будущее.

В любом из 370 образовательных центров Знание/СГУ есть доступ к электронной библиотеке, которая автоматически обновляется.

По соглашению с Советом по непрерывному образованию Кембриджского университета студенты могут изучать программу «Английское право и Право Европейского Союза» на своем родном языке.

Одним из партнеров Знание/СГУ является ЮНИДО, которая имеет большой опыт по развитию местных программ, которые могут быть введены в действие при помощи образовательных технологий Знание/СГУ.

Знание/СГУ имеет свои собственные студии и операторов, которые подготавливают образовательную поддержку материалов, таких как видео- и аудиокассеты и компьютерные тьюторы.

Мы являемся полномасштабной Web — организацией и обеспечиваем распространение знаний и обучение взрослых, как важнейший фактор общественного развития в основе Устойчивого развития человечества, в соответствии с Главой 36 Повестки дня на ХХI век ООН.

Мы готовы реализовать любое поручение ООН по обучению и переподготовке кадров для любой страны и отрасли промышленности по Программам ООН или собственным через свои спутниковые телекоммуникационные каналы.

Мы готовы по поручению ООН организовать наши Центры и Филиалы в любой точке земного шара, в горячих точках планеты, в тюрьмах и трудно доступных и опасных для живого учителя уголках обитания людей.

Одной из новых важных задач во имя человечества мы наметили помочь системе образования в Афганистане. Надеемся, что получим поддержку и благословение этой инициативы в ЭКОСОС ООН.

Наши предложения
· Использовать высокий авторитет ООН и его резолюций для изменения мировой общественной философии и установки на новые формулы успеха через непрерывное образование в течение всей жизни и превращения его в один из основных приоритетов государственной политики своих членов.

· Способствоовать переходу образовательных технологий от консервативных традиционных форм распространения знаний к повсеместному использованию новейших достижений научно — технического прогресса и дистанционных космических телекоммуникаций.

· Способствовать развитию Неформальной Региональной сети ООН\НПО\ИРЕН и включению НПО в диалог с мировыми правительствами.

· Способствовать (или выдать мандат) продвижению новейших космических образовательных технологий которыми располагают НПО – участники сети ООН\НПО\ИРЕН в развивающиеся государства и горячие точки планеты.

· Способствовать внедрению определения ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ в мировой глоссарий, как самостоятельной самодостаточной внебюджетной отрасли планетарного мироустройства и поддерживать на политическом уровне создание государственных межгосударственных и общественных органов управления этой важнейшей отраслью для будущего планеты и Устойчивого развития человечества.

· Способствовать развитию межгосударственных отношений по распространение знаний и образованию взрослых для всех отраслей включая культуру и здравоохранение, используя опыт и структуру Комитета путем создания аналогичных структур.

· Поддержать и распространить существующий опыт межгосударственных отношений и сотрудничества в области распространения знаний и образования взрослых совместно с ведущими НПО со статусом в ООН.

· Одобрить опыт и инициативы Международной ассоциации «Знание» по совместной работе в составе Межгосударственного Комитета по распространению знаний и образованию взрослых.

· Рекомендовать государствам – членам ООН поддержать инициативы создания национальных, государственных и межгосударственных структур совместно с НПО со статусом в ООН, используя опыт НПО МА «Знание» и Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых.

· Нацелить НПО\ООН на объединение усилий с государственными органами по распространению знаний и образованию взрослых в области здравоохранения, образования, культуры, экономики, экологии, права и социальных проблем в интересах Устойчивого развития.

· Рекомендовать соответствующим национальным и государственным органам присоединиться к существующим структурам и деятельности Межгосударственного Комитета по распространению знаний и образованию взрослых путём присоединения к Соглашению о сотрудничестве.

· Активно использовать потенциал НПО для проведения в жизнь целей и задач ООН, Тысячелетия и Устойчивого развития.