«Аргументы недели», 16 августа 2007 г. Статья «Архитекторы знаний»

АРХИТЕКТОРЫ ЗНАНИЙ

В этом году Всесоюзному обществу «Знание» исполняется 60 лет

В свое время его называли «академией миллионов». Но если раньше «Знание» было Всесоюзным обществом, то теперь это — Международная ассоциация (МА). И возможности ее значительно выросли — особенно с появлением новейших космических технологий и телекоммуникаций. В частности, речь идет о дистанционном обучении.

МА «Знание» объединяет образовательные и просветительские органи­зации из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины. Сегодня мы беседуем с ее президентом, академиком Ефимом МАЛИТИКОВЫМ.


— ЕФИМ Михайлович, Всесоюзное общество «Знание» — было ведь беспрецедентным феноменом?

— Безусловно. Мировая история не зна­ет другого примера реализации столь мас­штабной программы приобщения мил­лионов людей к научным знаниям. Все­союзное общество всего через несколько лет после своего создания стало мощней­шим фактором формирования в СССР общественных идеалов и ценностей. В частности, очень повысился социаль­ный статус ученых, инженеров, исследо­вателей… Учиться в технических вузах ста­ло престижным. Больше того! Об этом мало говорилось — но достижениями на­уки во многом заслонялись кричащие не­достатки в государственном управлении: настолько впечатляющи были успехи в развитии атомной энергетики, авиации, космонавтики.

В США до сих пор помнят о шоке, ко­торый вызвал у них запуск нашей страной первого искусственного спутника, вы­вод первого космонавта на орбиту Земли. Американцы принялись тогда тщательно изучать систему подготовки специалистов в вузах СССР — действительно образцо­вую для того времени.

Один из секретов впечатляющих дости­жений советской науки и техники тех лет заключался именно в том, что за акаде­мической школой стояла «академия мил­лионов» — Всесоюзное общество «Знание». Она охватывала работу тысяч лекториев (от Балтики до Тихого океана, от Запо­лярья до Закавказья) и располагала очень продуманной системой распространения научно-популярной информации.

А в середине 60-х годов возникла ин­фраструктура народных университетов. Это качественно новый этап развития об­щества «Знание». То, что первоначально представляло собой систему лекционно­го и печатного распространения просве­тительской информации, начало приоб­ретать стройную форму более глубокого и специализированного образования. Для молодежи такие университеты стали естест­венной формой предвузовской подготовки. Для специалистов предприятий — мощ­ным резервом повышения квалификации. Для предприятий — удобной схемой при­влечения академической науки к решению практических производственных проблем. Это была очень перспективная форма научно-промышленного тандема. Симпто­матично, что именно в народных университе­тах стали появляться факультеты, которыми не располагали даже академические вузы (кибернетика, радиоэлектроника, при­кладная математика, научная организация труда и управления…). Это была уникаль­ная экспериментальная площадка, на ней обкатывались многие идеи, которые затем внедрялись в высшую школу.

К началу 1990-х годов лектории и уни­верситеты общества «Знание» охватыва­ли в своих аудиториях почти 4 миллиона человек. Ежегодно читалось более 25 млн. лекций. Общество объединяло 2 тысячи академиков, более 25 тысяч докторов на­ук и профессоров, 383 тысячи инжене­ров, 208 тысяч врачей, 184 тысячи специ­алистов сельского хозяйства. Его матери­альная база включала Политехнический музей, Центральную политехническую библиотеку, тысячи Домов знания, Домов научно-технической пропаганды, лекто­риев, библиотек, а также народные уни­верситеты, планетарии, издательства, дома отдыха… Только собственное издательство общества («Знание») ежегодно выпускало более 200 млн. экземпляров брошюр, книг, журналов, наглядных пособий. В их числе люби- мейшая в народе периоди­ка: «Знание — сила», «Наука и жизнь», «Международная жизнь», «Аргументы и фак­ты»… Миллионными ти­ражами выпускались объ­единенные в 34 серии из­дания цикла «Новое в жиз­ни, науке, технике». До сих пор на полках личных библиотек россиян можно найти научно-популярные книги знаменитых серий «Жизнь замечательных лю­дей», «Наука и прогресс», «Творцы науки и техники».

Международный авторитет обществу придавали возглавлявшие его ученые с мировым именем: академики С.И. Вави­лов, А.И. Опарин, Н.Н. Семенов (лауреат Нобелевской премии), И.И. Артоболевский, Н.Г. Басов (лауреат Нобелевской премии) и другие. Определенный срок председателем правления был первый заместитель Пред­седателя правительства СССР, председа­тель Комитета по науке и технике В .А. Ки­риллин. Последнее время — вице-президент Академии наук СССР К.В. Фролов.

К сожалению, колоссальная инфра­структура общества «Знание» понесла не­восполнимый ущерб, став объектом бес­порядочной приватизации и расхищения. Впрочем, настоящие активы такой орга­низации не в зданиях, лекториях или изда­тельствах. Они в постоянно возрастающем значении глобального информационного обмена. Увы, значимость этого фактора на переломе веков не сознавали даже многие академики…

— По каким направлениям «Знание» ра­ботает сегодня?

— Просветительство, непрерывное об­разование, культура и экология.

— Вы ведь один из энтузиастов дистанци­онного обучения…

— Три года назад я выступил с иници­ативой создания Всемирного университета дистанционного образования (ВУДО). Его основная задача — обеспечить взаимный обмен и экспорт/импорт знаний между ведущими университетами мира. ВУДО станет аккумулятором и дистрибьютором передачи знаний лучших университетов и профессоров мира — с помощью кос­мических телепортов на базе достижений российской космической науки. Без пре­увеличения, ВУДО — это проект планетар­ного масштаба.

Развивая партнерство, МА «Знание» и Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых создали базовую структуру — Сов­ременную гуманитарную академию (СГА). Теперь люди могут получать образование в самых удаленных уголках планеты, через современные спутниковые коммуникации. В условиях дефицита педагогов — это ключ к увеличению производительности препо­давания. Ведь классно-урочная форма су­щественно ограничивает аудиторию, а в нашем случае это ограничение снимается. И при необходимости аудитория слушателеи может насчитывать сотни тысяч че­ловек! К тому же такое обучение доступно даже самым бедным слоям населения. Се­годня по числу студентов (около 175 тыс.) СГА лидирует среди учреждений высшей школы Европы, СНГ и России.

— Советский Союз был крупнейшим ев­разийским центром генерирования новых знаний. А как обстоят сегодня дела у Рос­сии?

— Со стабилизацией экономического положения появляются все шансы для восстановления и усиления позиций. Не будем забывать: с передачей знаний про­исходит распространение ценностей! Вот почему для равноправного участия в ми­ровом информационном процессе нужно обмениваться этими знаниями, букваль­но — заниматься их импортом и экспортом. В России, например, традиционно силь­ны позиции физических и математических наук. Значит, в области образования мы можем быть глобальным центром экспорта знаний по этим направ­лениям…

Надо повышать статус науки в экономическом развитии страны и социальной жизни общества. Неотъемлемая предпосылка это- му — возрождение культуры массо­вого непрерывного образования. А оно мо­жет быть организовано только в рамках широкого распространения дистанционно­го образования — с использованием дости­жений космической и кабельной связи.

Беседовал Анатолий ШИШКИН,

академик Российской муниципальной академии


Из истории вопросов

1 мая 1947 года в советской печати опубликовано обращение группы видных уче­ных, общественно-политических и военных деятелей (среди них — С.И. Вавилов, Б.Д. Греков, Н.С. Тихонов, Е.В. Тарле, А.И. Опарин, К. Симонов, Г. Уланова) ко всем представителям науки, литературы и искусства, к научным, общественным ор­ганизациям и учреждениям СССР. Они предложили создать Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний.

Совет Министров СССР своими постановлениями за подписью И.В. Сталина от 29 апреля и 16 декабря 1947 года одобрил это обращение и утвердил оргкомитет.

На первом заседании 12 мая 1947 года оргкомитет принял решение об организа­ции отделений Общества в союзных республиках и крупнейших краевых и областных центрах России.

7 июля 1947 года в Большом театре СССР состоялся учредительный Съезд.

10 июля 1947 года Пленум правления Всесоюзного общества «Знание» избрал председателем правления президента Академии наук СССР, ученого с мировым име­нем С.И. Вавилова.

2 июня 1964 года состоялся IV съезд Всесоюзного общества «Знание». Он вошел в историю как съезд рождения народных университетов. К этому времени каждый взрослый гражданин в среднем слушал в год 4-5 лекций.

Политические события 1991 года, провозглашение суверенитета РСФСР, выход из СССР ряда республик вызвали необходимость решений, определяющих будущее Всесоюзного общества «Знание».

4 ноября 1991 года в интересах преемственности и сохранения традиционных свя­зей интеллигенции суверенных республик Всесоюзное общество «Знание» преобра­зовано в Международную ассоциацию «Знание» (МА «Знание»). Президентом этой ассоциации был избран К.В. Фролов, а 29 июня 1995 года президентом избирается Е.М. Малитиков.