История Западной философии. Лекция №47. «Европейский спиритуализм ХХ века»

— Человек есть дух, — писал философ-спиритуалист Луи Лавель. — Духовность — единственный род активности, из-за которой он заслуживает называться человеком. В осуществлении своей свободы человек создает не вещи, а смыслы вещей.


В начале ХХ века в Европе сложилось сообщество антипозитивистских мыслителей, которых можно объединить общим движением под названием «спиритуализм».
Они, как и экзистенциалисты, утверждали, что человек не сводится только к природе, но для них был характерен напряжённый интерес к нравственным и эстетическим ценностям человека, к его свободе. Спиритуалисты во многом были близки к экзистенциалистам, но они обращали особое внимание на Бога, причём, в отличие от романтиков, утверждали его принципиальную трансцендентность и абсолютность.

Анри Бергсон — лауреат нобелевской премии 1928 г., христианский философ-персоналист Эммануэль Мунье, деятель Сопротивления и узник нацистских тюрем и близкий к ним иудейский мыслитель, переводчик Танаха (Ветхого Завета) на немецкий язык, которому он посвятил сорок лет жизни, Мартин Бубер станут героями этой последней лекции в цикле «История Западной философии».