Религия и Государство. Секуляризм во Франции, США, Индии и Дании – в чём разница?
В этом обзоре, на примере 4 стран (США, Франция, Индия и Дания) анализируется то, как в разных странах мира выстраиваются отношения между религией и государством (типы секуляризма). Вы узнаете сколько сегодня в мире светских стран и сколько официально антирелигиозных стран. Почему правительство Америки предпочитает не вмешиваться в дела религии, в то время как Франция не видит проблемы, если государство будет контролировать религию. Или, почему Франция с подозрением относится к истинно верующим людям, а США, наоборот, с подозрением относятся к неверующим. Обзор основан на работах ведущих мировых экспертов в вопросе секуляризма. Библиография в описании под видео.
Дисклеймер: в обзоре автор не рассматривает секуляризацию, то есть процесс упадка влияния религии в обществе. Об этом я уже рассказывал в других роликах и буду рассказывать в будущем. То есть очень важно отделить секуляризацию от секуляризма. Здесь я говорю именно о секуляризме, и важно подчеркнуть, что о секуляризме как политической идеологии.
В этом плане секуляризм это политический принцип, который затрагивает вопросы того, как государству относится к религии, как обеспечить равные права, и свободу вероисповедания, и как защитить людей с разными религиозными убеждениями от дискриминации. И да – это подразумевает принцип отделения религии от государства, но тут речь не только об этом.
Еще такой важный момент. Часто секуляризм путают с атеизмом или желанием противостоять религии, но и это не всегда так. Как религиозные, так и нерелигиозные люди могут поддерживать секуляризм. Особенно религиозные меньшинства, они часто выступают за отделение религии от государства, потому что это позволяет им обрести свободу от дискриминации в мультикультурном обществе.
Join our Patreon: https://www.patreon.com/religiolog
: One-time donations: https://www.paypal.com/paypalme/religiolog
Я в Telegram https://t.me/religiolog
Jacques Berlinerblau. 2013. How to be Secular A Call to Arms for Religious Freedom.
Rajeev Bhargava “The Distinctiveness of Indian Secularism.” In The Future of Secularism, edited by T.N. Srinivasan. Delhi: Oxford University Press.
Rethinking Secularism, Calhoun, Craig, Mark Juergensmeyer, and Jonathan VanAntwerpen, eds.
Ahmet Kuru. 2009. Secularism and State Policies Toward Religion: The United States, France and Turkey. Cambridge University Press.
Secular States, Religious Politics: India, Turkey, and the Future of Secularism. Sumantra Bose. 2018. Cambridge University Press.
“Secularism in France,” by Amelie Barras, in Oxford Handbook of Secularism, edited by Zuckerman and Shook
“Secularism in Turkey” by Kenan Sevinc, et al., in Oxford Handbook of Secularism, edited by Zuckerman and Shook
“Secularism in India” by Vidhu Verma, in Oxford Handbook of Secularism, edited by Zuckerman and Shook
Republic Unsettled: Muslim French and the Contradictions of Secularism, Mayanthi Fernando
Disenchanting India: Organized Rationalism and Criticism of Religion in India. Johannes Quack
Zuckerman, Phil (Фил Цукерман) 2008. Society Without God. New York, NY: New York University Press.
Zuckerman, Phil 2009 Why are Danes and Swedes so Irreligious?, Nordic Journal of Religion and Society, 22 (1): 55–69
Раджив Бхаргава. Индийская модель секуляризма: контекстуальность и принципиальная
дистанция. Государство, религия, церковь №2 · 2014. 248-264.
Проверьте мои другие ролики о секуляризме:
Цукерман о секуляризме в Дании: https://www.youtube.com/watch?v=tF4VJSMHqoQ&t=11s
10 фактов о секуляризме Эндрю Копсон: https://www.youtube.com/watch?v=TOnmQG2_9RI&t=274s