ФРЭЗЕР о религии — зачем мы придумали богов — «Золотая Ветвь» Джеймс Фрейзер | магия VS религия

В этом видео вы узнаете почему Джеймс Фрезер (Фрейзер, Фрэзер) считал, что религия и боги появились только после стадии магии, и почему на смену религии непременно придет наука. Над своим трудом по сравнительной мифологии «Золотая Ветвь», Сэр Джеймс Фрейзер работал больше 15 лет. За эти годы работы, он суммировал в этой книге сотни древних мифов, обрядов и ритуалов, которые одновременно восхищают и ужасают. Как наши предки пытались истолковать смерть, наши болезни, слабости, мечты, странные природные явления. Благодаря Фрезеру мы можем видеть, как невежество наших предков обретало невероятно отвратительные формы и порождало обряды, где мы приносили в жертву девственниц, снимали с них кожу чтобы затем надеть эту кожу на жреца и веселиться всей деревней. Он рассказывает про формы каннибализма, инцеста, человеческих жертвоприношений и т.п.
Он четко разделяет магию и религию и говорит, что они категорически разные. Сначала была магия, но на её смену пришла религия, а сейчас на смену религии приходит наука, которая поможет нам понять мир куда лучше. В такой картине, религия – становится новым этапом развития, когда люди начинают служить богам и приносить им жертвы. Но Фрэзер замечает, что в некоторых местах мира магия не была полностью преобразована в религию, или там есть смесь того и другого. Он утверждает, что самые отсталые люди — это аборигены Австралии, и у них нет религии. Они еще не достигли этого и остались на уровне магии. Там нет священников; нет смысла приносить жертвы; каждый абориген сам является волшебником и, следуя определенным правилам, может влиять на природу. В магии люди верили и думали, что способны подчинять природу. Но уже на религиозном уровне они смиряются и признают, что это не так. Таким образом, признание своего невежества и своей слабости вывели нас на уровень религии.
Как сказал Фрэзер:
«Человек осознал, что он принимал за причины то, что не было причиной, и что все его усилия работать при поддержке этих воображаемых причин были напрасны. Его болезненный труд был потрачен впустую, также как и его любопытная изобретательность. Он дергал за ниточки, к которым ничего не было привязано» (мой перевод с англ.)
Фрезер говорит, что после такой реализации люди вероятно подумали: Но если это не зависит от нас, а вещи продолжают происходить, тогда есть кто-то, кто наблюдает за нами и управляет этим миром; некие высшие и более могущественные существа. Так люди изобрели богов.
Фрезер пишет: Как теперь стал верить человек, это были они (боги) а не он сам, кто приказывали штормовым ветрам взмывать и молниям сверкать. Человек теперь смиренно признал свою зависимость от этих могущественных существ, которые управляют силами природы и стал умолять их о милости, защите и покровительстве. (мой перевод с англ.)
Таким образом, только с приобретением определенных знаний о явлениях природы, человек сумел и был вынужден переключиться с магии на религию. Более того, Фрейзер утверждает, что это могли сделать только самые умные люди. Обычные массы не могли этого понять. Так, у Фрейзера магия была ближе к науке чем религия. Он называл науку магией без ошибок.
В 11-ой главе он говорит о понятии души и о том, как у многих народов это завязано на сновидениях. Так он намекает что вера в душу вероятно выступает как побочный продукт нашего мозга, которого было невозможно избежать в процессе эволюции. Но безусловно Фрэйзер не обладал тем инструментарием знаний о мозге и генах что есть у нас сегодня.
И наконец, Фрейзер открывает ящик Пандоры, предлагая критическое представление о христианстве. В главе о распространении восточных религий в Римской империи, Фрезер показывает читателю как праздники в Христ-ве были переняты от богов Аттиса, Адониса, культа матери. Он приводит цитаты авторитетных христианских теологов которые признают что обе даты рождества 7 января, и 25 декабря, день Пасхи, день Иоанна Крестителя, Святого Георгия и т.д. все это было привязано специально к языческим праздникам и часто воспевало языческих богов на тех конкретных территориях.
Далее Фрезер задается важным вопросом: кто же победит образованное меньшинство или необразованное большинство? «Возобладают ли те влияния что способствуют прогрессу, или те что угрожают разрушить все что достигнуто? Окажется ли сильнее импульсивная энергия меньшинства или мертвый груз предрассудков большинства, погружающий его во мрак?»
Join our Patreon: https://www.patreon.com/religiolog
: One-time donations: https://www.paypal.com/paypalme/religiolog
Я в Telegram https://t.me/religiolog

#фрезер #фрейзер #золотая_ветвь
Я очень рекомендую каждому аудиокнигу в Ютубе — ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ https://www.youtube.com/watch?v=uJNaDcWo3oQ&list=PLMYTooHCSrB7tUMdTVJK-2J8t5AMLD0-o
Курс религиоведения: Религиоведение: https://www.youtube.com/watch?v=OogeXkRtXxQ&list=PLQCacrIkDinpV4EEVBaow-XM7IFSS36sZ