ЦЕРКОВЬ ДЛЯ АТЕИСТОВ — безбожные общины Sunday Assembly. Атеизм в США. Религиоведение.

ЦЕРКВИ ДЛЯ АТЕИСТОВ — безбожные общины Sunday Assembly.
Join our Patreon: https://www.patreon.com/religiolog
: One-time donations: https://www.paypal.com/paypalme/religiolog
Я в Telegram https://t.me/religiolog

В этом видео мы поговорим о церкви для атеистов. В феврале я провел этнографическое исследование в такой общине в Лос-Анджелесе. Я посещал их встречи и брал интервью у лидеров и членов этой группы, а затем представил результаты своего исследования на региональной конференции Американской Академии Религии (American Academy of Religion). Один из передовых экспертов в изучении нерелигиозности Фил Цукерман в своей книге Общество без бога отмечает, что сегодня в мире около 700 миллионов атеистов, агностиков и неверующих. Это значит, что неверующих в 58 раз больше чем мормонов, в 41 раз больше, чем иудеев, и в два раза больше чем буддистов. «Неверующие в Бога» как группа систем верований фактически занимают четвертое место — после христианства, ислама и индуизма. Это огромная часть человечества. Но как мы увидим, даже среди них есть те, кто хотят наслаждаться плюсами религии. Я обсуждаю безбожные сообщества, которые не являются антирелигиозными, но которые видят ценность в ритуальном поведении. И, я бы добавил, что они даже получают критику от других открыто атеистических организаций. Таких групп становиться все больше, и исследователи религии уже не могут просто игнорировать их, ведь они формируют новый религиозный ландшафт. Важно понимать, что миллионы неверующих граждан, от позитивных атеистов до воинствующих атеистов, должны решать очень практические вопросы в своей повседневной жизни: как строить свои семьи, отношения с друзьями и соседями, как воспитывать своих детей и т.п. Кроме того, им тоже нужно оформлять свадьбы, похороны и другие церемонии, просто без религиозного компонента.
Группа, в которой я проводил этнографические исследования создана людьми во многом далекими от религии. Я говорю о Сандей Ассембли (Sunday Assembly). Ее основали в 2013 году стендап комики из Британии Сандерсон Джонс и Пиппа Эванс. Сегодня насчитывается около 50-ти общин по всему миру, в одной из таких я и побывал.
Я также говорю о Проекте Клерков (The Clergy Project) сообществе бывших священнослужителей и миссионеров, созданного при поддержке Докинза и Деннета (Richard Dawkins, Den Dennett). В нее входят более тысячи бывших пасторов и миссионеров, которые потеряли веру в сверхъестественное.
Такие атеистические общины, явление довольно новое, они только начинают накапливать инструментарий чтобы удовлетворить все возможные потребности неверующих людей. Но, моей задачей было показать что такие группы существуют, и исследователи религии (особенно социологи) уже не могут их игнорировать: такие феномены нужно изучать. Важно понимать, что таких людей много, они также объединяются в группы, проводят проекты благотворительности, занимаются активизмом, но некоторые из них желают большего, они хотят обернуть это во что-то похожее на религиозное служение. Они желают быть частью общины, в которой могли бы растить и воспитывать своих детей. И такие безбожные церкви вынуждают религиоведов пересмотреть их представления о том, что такое религия или ритуал. Действительно ли для религии нужны боги, духи и сверхъестественные существа? А что думаете вы о таких безбожных церквах? Пишите в комментариях.
#церковь #атеисты #религиоведение #религия #церкви_для_атеистов #Докинз #атеизм #неверующие #агностики #курсрелигиоведения #религиолог #religiolog

БИБЛИОГРАФИЯ:
• Blankholm, Joseph. 2015. Making the American Secular: An Ethnographic Study of Organized Nonbelievers and Secular Activists in the United States.
• Cimino, Richard and Smith, Christopher. 2015. Atheist Awakening: Secular Activism and Community in America.
• Cragun, Ryan T.; Fazzino, Lori; Manning, Christel. 2017. Organized Secularism in the United States: New Directions in Research.
• Croft, James and Epstein, Greg: “The Godless Congregation: An Idea Whose Time Has Come”, In Free Inquiry, Volume 33, No. 6, October / November 2013.
• Frost, Jacqui. 2017. “Rejecting Rejection Identities: Negotiating Positive Non-religiosity at the Sunday Assembly”. In Organized Secularism in the United States: New Directions in Research 171-190.
• Kosmin Barry A. and Keysar Ariela, American Religious Identification Survey, Summary Report, March 2009.
• Smith, Jesse. 2017. “Can the Secular be the Object of Belief and Belonging? The Sunday Assembly.” Qualitative Sociology 40(1) 83–109.
• Smith, Jesse. 2015. Communal Secularity: Congregational Work at the Sunday Assembly. In Organized Secularism in the United States, 151-170.
• Stedman, Chris. 2012. Faitheist: How an Atheist Found Common Ground with the Religious.
• Zuckerman, Phil. 2014. Living the Secular Life. New Answers to Old Questions.
Zuckerman, Phil (Фил Цукерман) 2008. Society Without God.