«Конференция МАА по использованию космоса и Саммит глав космических агентств» 09-10 января 2014, Вашингтон, США

Выступление академика Ефима Малитикова

Председатель Межгосударственного комитета

по распространению знаний и образованию взрослых,

Президент Международной ассоциации «Знание»

Подготовка специалистов по исследованию космоса с помощью дистанционного обучения

«ЗЕМЛЯ – ЭТО КОЛЫБЕЛЬ РАЗУМА, НО НЕЛЬЗЯ ВЕЧНО ЖИТЬ В КОЛЫБЕЛИ» К.Циолковский

Современный этап развития мировой космонавтики характеризуется усилением интеграционных процессов в области освоения космического пространства. Увеличивается количество совместных космических программ, все больше стран вовлекается в сферу космической деятельности. При этом естественен рост потребностей в высококвалифицированных молодых специалистах и ученых. Однако, с другой стороны, мировая практика свидетельствует о достаточно сложной кадровой ситуации в космической отрасли, обусловленной отсутствием должного притока молодых специалистов и, как следствие, «старением» ее кадрового состава.

Одним из мощных инструментов системы подготовки и переподготовки специалистов по ракетно-космической тематике является дистанционное обучение, которое в последнее время приобретает все большее распространение.

  Дистанционное обучение призвано решать значительную часть проблем, которые в современных социально-экономических условиях приняли глобальный характер в силу того, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в крупных городах или учебных центрах, и получении быстро обновляемых современных специальных знаний, которыми обладает ограниченный круг специалистов.

Основными приоритетными направлениями обучения, на наш взгляд, должны быть:

  • экологический мониторинг и дистанционное зондирование земли;
  • автоматические аппараты для решения хозяйственных задач;
  • долговременные орбитальные станции и транспортные системы;
  • освоение Луны и планет автоматическими и пилотируемыми аппаратами.
  • распространение знаний и образования по новым научным дисциплинам, сформированные и развитые в научных школах, получившие мировое признание, в том числе в области динамики космического полета; практического
    ракетного двигателестроения; уникальных    систем    управления    ракетно-космической техникой, обладающие высокой надежностью; космической медицины и систем жизнеобеспечения пилотируемых космических систем; теоретического обобщения научной космической информации о Вселенной и планетах Солнечной системы;
  • изучение достижений в передовой технике проектирования, изготовления и эксплуатации сложных космических систем, создаваемых на основе со­ вершенной автоматики и микроэлектроники; дистанционного управления и контроля за космическими аппаратами, измерения параметров их движения на межпланетных расстояниях, а также в технике космодромостроения и много­ функциональных космических аппаратов на базе негерметичных платформ мо­дульной конструкции;
  • получение знаний по практическому использованию Космоса путем создания систем космического метеообеспечения; геодезических спутников; систем экологического мониторинга; глобального контроля природных ресурсов и состояния окружающей среды; глобальной системы телекоммуникаций и создание на этой основе единого информационного пространства России;
  • переход от предметной системы образования к системе образования, основанной на выполнении комплексного проекта в области космонавтики с существенным расширением количества участников проекта на базе современных информационно-образовательных технологий с сохранением имеющихся знаний и опыта и новой системой непрерывного повышения квалификации, обновления и накапливания знаний.

Система дистанционного обучения и подготовки специалистов по ракетно-космической тематике, структура которой в общем виде представлена на рис. 1, является сложной территориально распределенной, многофункциональной системой, обрабатывающей, хранящей и обменивающейся между ее элементами разнородной учебной и научной информацией большого объема.

Современные университеты и учебные центры должны строить и обладать собственными космическими телепортами, становясь, по существу, телекомпаниями для обмена взаимноакцептируемыми лучшими контентами. Все они должны быть вовлечены в экспорт-импорт знаний через единый дистрибьюторский телепорт, который становится Планетарной Биржей Знаний, поставляющей их по запросу в любой конец мира, любому потребителю – от «индивидуала» до университета.

Следуя конверсионной доктрине военного производства Международная ассоциация «Знание» совместно с английской компанией SatEduNet выдвинула идею создания Всемирного университета дистанционного обучения (ВУДО) и обеспечения глобального покрытия в интересах мирового сотрудничества и международного разделения труда через взаимный обмен в виде экспорта-импорта знаний от ведущих университетов и профессоров мира.

Всемирный университет как дистрибьютор современных знаний — гарант обеспечения мировой экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами на национальном и международном уровне.

  Организационно, юридически и уже фактически работа ВУДО началась усилиями Содружества Независимых Государств. Так, технический центр ВУДО обеспечивается Научно-исследовательским институтом космических систем при поддержке Российской академии космонавтики имени Константина Циолковского.

Международная Ассоциация «Знание» располагает суперсовременной образовательной базовой структурой. Это Академия, Университет и институт, которые одновременно являются ВУЗом, одной из крупнейших телекомпанией и электронной библиотекой, превосходящей по объёму библиотеку Конгресса США.

  Она располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 государствах мира.

  2500 профессоров обеспечивают обучение 68 специальностям 175 тысяч студентов.

  Он входит в тройку самых крупных университетов мира.

  Его виртуальная аудитория в 4 тысячи раз больше классической.

Использование системы дистанционного обучения для подготовки специалистов ракетно-космической отрасли позволит:

  • расширить возможности получения знаний по ракетно-космической тематике

различными категориями граждан;

  • обеспечить непрерывность процесса подготовки, переподготовки, обучения и

тестирования    сотрудников    космической   отрасли    за    счет    использования

современных технологий дистанционного обучения;

  • повысить квалификацию специалистов,     участвующих     в     космической деятельности, без отрыва от основного вида деятельности;
  • сократить сроки подготовки   новых   специалистов   за   счет использования специализированных учебных программ;
  • сократить сроки распространения знаний, навыков и опыта накопленных  в

отрасли;

  • сократить сроки обучения специалистов новым технологиям работы;
  • сократить расходы на обучение специалистов.

Исходя из этого, Международная ассоциация «Знание» предлагает взаимовыгодное сотрудничество по таким направлениям, как:

  • проектирование и создание технических центров и групповых терминальных комплексов дистанционного обучения;
  • разработка электронных учебно-методических материалов (лекций, практикумов, тестов и др.);
  • проведение лекций и занятий с использованием дистанционной формы обучения с привлечением преподавателей высших учебных заведений и организаций ракетно-космической отрасли;
  • организация дистанционного обучения по различным специальностям в области космической деятельности: проектирование и создание изделий ракетно-космической техники, контроль, испытания и эксплуатация космических средств, динамика, баллистика и управление движение космических аппаратов и др.

Роль образования в устойчивом развитии человечества не достаточно оценена и не пересматривается долгие десятилетия. И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвардского университета Дерека Бока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».

  Традиционная система образования базируется на формуле: «Образование — на всю жизнь», Время потребовало другой формулы: «Образование — через всю жизнь».

  Это должно стать приоритетом политики государств, составной частью законов и конституций, а затем — ментальной установкой человеческой цивилизации. Необходимо внедрение этой формулы во все усилия государств, чтобы успешно преодолевать существующие проблемы, достигать намеченных целей.

  Благодарю за внимание!