Одним из приоритетов Президента России Дмитрия Медведева стал государственный курс на модернизацию российской экономики с внедрением в нее инновационных начал. «Мы поставили перед собой довольно непростую задачу — обеспечить переход России на инновационную модель развития и к 2020 году по объему экономики войти в пятерку ведущих стран мира», — заявляет Глава государства. Но невозможно совершить модернизацию экономики без массового обучения и переподготовки кадров. И этим нужно заниматься прямо сейчас, а не ждать окончания кризиса и улучшения ситуации.
Следует отметить, что за последние годы использование Интернета в школах возросло в пять раз, пропорционально увеличилось количество предоставляемых электронных сервисов, создана связка с федеральными образовательными сетями для обеспечения доступа к образовательным и общественно значимым образовательным ресурсам, созданным на федеральном уровне.
Но будем реалистами: относительная массовость Интернета распространяется лишь на густонаселенные и промышленно развитые российские регионы. На самом деле стоимость обучения в интернет-сети всегда высока и пропорциональна численности пользователей. При массовом обучении, то есть более 100 тыс. человек, она будет в сотни раз превышать стоимость обучения с использованием спутников, где стоимость уменьшается пропорционально численности пользователей.
В массовом порядке эффективное образование может обеспечиваться только при помощи дистанционных форм обучения. Лишь дистанционное обучение по производительности многократно превосходит классно-урочную систему: вместо сорокаместной аудитории знаменитый профессор получает сразу полмиллиона слушателей в разных уголках Земли.
Нами, и, к примеру, в Современной гуманитарной академии (СГА), сегодня отработаны на практике новые образовательные технологии, о которых прежде можно было только мечтать.
Дистанционное спутниковое обучение позволяет то, что в принципе невозможно даже в самой прекрасной школе или в самом «продвинутом» университете. Только при дистанционном обучении все без исключения учащиеся могут получать знания из видеолекций лучших профессоров планеты — выдающихся популяризаторов научных дисциплин. Вообразите, что житель Техаса изучает физику по лекциям нобелевского лауреата из Санкт-Петербурга, а житель Якутии приобретает профессию экономиста по лекциям нобелевского лауреата из Чикаго!
Видеосигнал с высококачественным образовательным контентом передается либо через космический телепорт на спутник, а оттуда на телеприемник человека, либо через Интернет — на компьютер. Такое обучение в большей степени интересно и подходит взрослым, поскольку они учатся для повышения собственной конкурентоспособности, а не ради пятерки в дневнике или зачета в зачетной книжке.
Помимо субтитров, ведется еще и синхронный перевод. Также дистанционно проводятся и семинары, и консультации перед экзаменами, и сами экзамены.
Все технологии для этого превосходно отработаны: видеосигнал можно передавать и через спутник на обыкновенный телевизор, и через Интернет на компьютер. Эти технологии воплощены в жизнь в Современной гуманитарной академии — базовой образовательной структуре МА «Знание».
СГА в настоящее время располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 900 городов в 14 государствах мира. Более 2,5 тыс. профессоров обеспечивают обучение по 68 специальностям 175 тыс. студентов.
Чтобы доступ к мировым знаниям сделать массовым, образование взрослых должно стать отдельной независимой суперотраслью во всех странах мира. И надо сказать, что во многих странах образование взрослых уже становится новой наднациональной отраслью.
Однако препятствие нашлось вовсе не в технических средствах, а в информационном праве. Педагоги-просветители охраняют свои курсы с помощью копирайтов: «мои знания», «моя лекция», «мой контент».
Да, представьте себе! Если же выплачивать за каждое использование видеолекции гонорар, обучение для многих станет недоступным. Но самое главное, что все эти «мои курсы» обычно являются компиляциями. Ну как сегодня можно торговать, скажем, пересказом основ квантовой механики, которые были заложены в начале прошлого века? Однако некоторые педагоги не желают согласиться, что их лекции созданы на основе открытий ученых разных стран и разных эпох. Иногда и государства выступают на стороне таких педагогов, прикрываясь соображениями охраны авторских прав.
Миру известно, что все «секреты» уже давно упрятаны в технологии и остаются секретами разве что для слаборазвитых стран. Нашли же мы с американцами общий язык в космосе, освоение которого некогда также считалось делом сверхсекретным.
Но еще важнее другое. Две наши державы, как авторитетнейшие игроки на мировой арене, должны предложить формулу, согласно которой лекционные курсы будут становиться достоянием всего человечества не за гонорары при каждом их «показе», а за единоразовую плату. Ну, и плюс за некое моральное вознаграждение, скажем, внесение фамилии автора курса в Почетную книгу популяризаторов, которая будет создана при ООН.
В общем, чтобы преодолеть ментальное эго педагогов-просветителей, в ближайшее время нам предстоит изменитьмеждународное законодательство в области авторского и смежного прав.
К моему огромному сожалению, Россия не входит в число тех стран, где образованию взрослых уделяют должное внимание. Можно сказать, что ситуация в России наихудшая.
Мы зашторили окна поезда, идущего в никуда, и свистим паровозным гудком, оповещая о том, что у нас все хорошо. Это неправда. Сегодня Россия — потемкинская деревня!
Мы должны быть повёрнуты лицом к инновациям и новаторам, минуя длинный бюрократический пробег. Нужны инновационные перемены на ментальном уровне — в нас самих!
Как долго ещё наша страна намерена подменять нормальное финансирование фундаментальной и прикладной науки, высшего, среднего технического и профессионально-технического образования псевдоорганизаторской суетой? По оценкам экспертов, фундаментальная наука уже отстала у нас минимум на два поколения, а прикладная наука в значительной своей части просто уничтожена. Среднее техническое и профтехническое образование также либо уничтожено, либо влачит самое жалкое существование.
Перед лицом деструктивной роли нарастающей безработицы, бедности, нищеты и плохо управляемой миграции необходимо менять инструменты развития и управления, чтобы не оказаться перед лицом ещё более запущенных проблем и кризисов.
Ещё и ещё раз утверждаю: необходимо массовое и непрерывное образование людей, причём минимально и только первоначально основанное на обучении, а затем предоставление им возможности изучения по интересам и способностям.
Обновление знаний происходит со скоростью многократно превосходящей традиционные классно-урочные образовательные технологии. Каждый год обновляется до 20% используемых сегодня знаний. «Банкротство» по специальности наступает через 5-6 лет.
Знания — это энергетическая среда цивилизации, которая «разлита» среди множества университетов, образовательных и научных центров.
Образованные люди должны непрерывно двигаться и взаимодействовать в мировом пространстве по принципу сообщающихся сосудов.
«Знания на экспорт!» — вот выдвигаемая нами новая теория успеха, его социальная и экономическая составляющая.
Сегодня недостаточно быть выпускником Оксфорда, Кембриджа или Стэнфорда. Для преподавания с университетской кафедры недостаточно быть даже Нобелевским лауреатом. Нужен талант популяризатора новейших достижений цивилизации в самых разных отраслях знаний, обеспеченный производительными технологиями распространения.
Для этого нужен общий центр дистрибуции знаний — Всемирный Университет Дистанционного Образования (ВУДО), как мировая биржа знаний. И не по названию, а по сути.
ВУДО должен стать аккумулятором глобального научного потенциала, в виде контентов от лучших профессоров известных университетов мира, единой электронной библиотеки образовательных контентов и лекций выдающихся людей мира, включая нобелевских лауреатов. Нужны глобальные действия в образовании, поскольку сами проблемы глобальны, по сути и происхождению. Таков вектор на пути устойчивого развития общества Будущего, указанный в Декларации тысячелетия ООН.
Приоритеты обучения сменяются приоритетами изучения, при безусловно важной роли преподавателей, но очень высокой квалификации и обладающих самыми современными знаниями. В таких учителях нуждается глобальная аудитория и космонавтике нужно позаботиться о техническом увеличении их глобальной производительности.
Здесь без космических коммуникаций не обойтись. Современные университеты и учебные центры должны строить и обладать собственными космическими телепортами для обмена взаимно акцептируемыми лучшими контентами.
Традиционная система образования базируется на формуле: «Образование — на всю жизнь», что было достаточно, когда знания обновлялись раз в 30 лет. Время потребовало другой формулы: «Образование — через всю жизнь».
В мире признано, что образование взрослых — это важнейший инстру
мент общественного развития в основе Устойчивого развития человечества. Оно входит в Цели Развития Тысячелетия, Программу ООН на XXI век и является наднациональной, абсолютно самостоятельной отраслью планетарного мироустройства и миропонимания.
Сегодня, не будучи прописанной в конституциях государств и уставах министерств образования, эта отрасль — экономический «подснежник» в государственной экономике. Тем не менее, она оборачивает в два с половиной раза больше денежных средств, чем совокупный бюджет государств на образование.
Образование взрослых—самодостаточная отрасль, т.к. является востребованной сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удовлетворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи.
Важно добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств, признания и поддержки наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства — образование взрослых. Это единственная возможность справиться с общепланетарными и вселенскими проблемами, стоящими перед человечеством.
Все мы знаем о том, что Правительственная Концепция развития России до 2020 г. предусматривает оптимальный, высокотехнологичный, инновационный сценарий развития страны. Одним из приоритетов Президента России Дмитрия Медведева стал государственный курс на модернизацию российской экономики с внедрением в нее инновационных начал. «Мы поставили перед собой довольно непростую задачу—обеспечить переход России на инновационную модель развития и к 2020 году по объему экономики войти в пятерку ведущих стран мира», — заявляет Президент России.
Может ли стратегия модернизации увенчаться в России успехом или нет — судить нашим маститым экономистам-реформаторам. А я скажу так: увы, невозможно совершить модернизацию экономики без массового обучения и переподготовки взрослых кадров. И этим нужно заниматься прямо сейчас, а не ждать окончания кризиса и улучшения ситуации.
Так и только так Россия сможет стать сильной, могущественной и цивилизованной страной!