Надо спросить психологов — а если ребенок вооружится спицей, или шильцем, или вилкой и будет те же самые тыкающие движения в сторону бабушки, Ветерана труда, делать — не будем сдерживать, отправимся в травмпункт со штыковыми ранениями? Думаю, что здесь «бабушка (точнее психолог) надвое сказала». Сдерживать нужно, вопрос — какими средствами? Заушить малыша так, чтобы он вылетел из манежа? Сомнительно. Энергия раздражения, гнева в родительском сердце тотчас проникнет в сердечко дитяти, и оно заразится невротическими реакциями.
Конечно, когда речь идет о годовалых малышах, наивно представлять себе, что дитя не понимает «Нельзя», «Как, как ты можешь?», «Это недопустимо», «Это грех». Понимает даже утробный младенец, поверьте — если мы беседуем с ним о смысле жизни, он все «записывает» на свою младенческую подкорку, на родничок. Поэтому, конечно, спускать нельзя подобные проявления «закона джунглей», но нужно разговаривать с малышом, на мой взгляд, как со взрослым: «Вот оно что, ты решил поехать на Олимпийские игры и принять участие в выступлениях по боксу? Ну что же, мы в такие игры, Сашенька, с тобой играть не будем. Я отодвигаю твой детский стульчик и посиди немножко, приди в себя, а мы, взрослые, попьем чайку и доедим твое яичко, в мешочек сделанное».
Поверьте, малыши настолько чуткие существа, и для них самое главное либо быть центром внимания, когда все средства хороши, либо они встроятся в спокойную, созидательную, нравственную атмосферу родителей, через слова передающуюся, поэтому с малышами можно договориться обо всем хорошем. Важно им не подыгрывать, важно не превращать ребенка в «вождя краснокожих», от которого останется только убежать на канадскую границу. Важно не делать себя заложниками его капризов и своеволия, но нужно дать ему понять, он должен знать свое место. А вот какими средствами этого добиться — я думаю, здесь родители должны найти себя как педагоги, реализовать себя как воспитатели, но любовь подыщет, и найдет и вложит в их уста слова. Думаю, что основа основ в таких сложных жизненных ситуациях — не терять себя, не паниковать, сохранять холодный ум, теплое сердце и, конечно, улыбку, обращаясь с которой к ребенку, мы рукой как будто паутину снимая, избавим его от этих искусительных состояний.