Является ли учение о мытарствах каноническим?

Является ли учение о мытарствах каноническим? Предание свидетельствует, что это истина, во многих житиях святых есть подтверждения.

Да, те, кто из наших просвещённых читателей хотели бы подробным образом познакомиться с учением Церкви о судьбе души за гробом, пусть раскроют третий том святителя Игнатия Брянчанинова, который именуется «Слово о смерти».

Потрудившись, замечательный духовный писатель XIX века собрал в этот третий том все церковные свидетельства о том, что будет, как душа восходит к престолу Творца, и какие испытания её ждут, если она не вполне очистилась через искреннюю исповедь, через борьбу со страстями. Сегодня, к сожалению, много легкомыслия, даже в сфере богословия. Говорят: «Схоластика!», «Влияние католицизма!», «Мрачное средневековье!», но не всё так просто, господа.

Церковь — это столп и утверждение Истины, и в Церковь, как в сокровищницу, святые отцы сложили то, что Сам Господь напечатлел в Священном Писании, и раскрыл подвижникам в Предании. «Надлежит единожды умереть, а затем Суд», — говорит апостол. Всем нам должно явиться пред судилище Христово, поэтому не будем цепляться только за конкретную сюжетику. Повествование в «Мытарствах блаженной Феодоры» об истязании души этой подвижницы XI века падшими духами несколько отличается от, например, жития воина Таксиота, в котором та же реальность предстаёт в иных красках, в иной последовательности сообразно устроению его души. Но само учение о мытарствах, это серьёзно и легкомысленно отмахиваться, конечно, нельзя, потому что поживём немножко, а там уж увидим всё, как есть.

«Все умрём», — говорит Иоанн Златоуст, но умирать нужно с толком, то есть приуготовивившись. соделавшись ещё здесь на земле, насколько это возможно, носителем Христова духа правды и любви. Будем жить с радостью, с молитвой к Богу и с любовью к людям, будем миловать и прощать. Милость превозносится над судом. Тот, кто любит Христа, не боится осуждения.