Председатель Межгосударственного комитета по распространению знаний и образования взрослых,
Президента Международной ассоциации «Знание»
Действительный члена Международной академии астронавтики,
академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского,
президент Международной ассоциации «Знание»
Ефим Малитиков
«ПРЕОДОЛЕТЬ ЭГОИЗМ ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ ЗНАНИЙ»
(Интервью Ефима Малитикова радиостанции «Голос России» 12 июля 2009 г.)
На днях завершился первый визит в Россию президента США Барака Обамы, в ходе которого американский лидер встречался с президентом Дмитрием Медведевым и с председателем правительства Владимиром Путиным. Судя по всему, наметился некий просвет в двусторонних отношениях, которые при прежней американской администрации, по словам Дмитрия Медведева, «скатились едва ли не на уровень холодной войны». Об этом я, Виктор Самарин, и мой коллега, политолог Александр Черницкий, беседуем в студии «Голоса России» с гостем – председателем Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, академиком Ефимом Малитиковым.
– Ефим Михайлович, вот уже на протяжении двух с лишним десятилетий вы часто посещаете Америку, встречаетесь с ведущими ее политиками и бизнесменами. Какое впечатление производит на вас Барак Обама, с которым практически весь цивилизованный мир связывает надежды на решение основных глобальных проблем, начиная с преодоления экономической рецессии?
– Пока Обама демонстрирует лучшие черты республиканца Рональда Рейгана и демократа Билла Клинтона, с которыми я был лично знаком. Мне кажется, в этом человеке соединились харизма и ораторское мастерство Рейгана, образованность и аристократичность Клинтона. Итоговый вектор – невероятное обаяние и интеллектуальная мощь, благодаря которым Обама может стать одним из величайших президентов в истории Нового Света, может встать в один ряд с республиканцем Авраамом Линкольном и демократом Франклином Рузвельтом.
– И как вы оцениваете итоги первого визита Обамы в Россию?
– Они, несомненно, обнадеживают. Всякий раз, когда ослабевает очередное противостояние, когда люди, образно говоря, откладывают в сторону автоматы, возникает своего рода поле, высвобожденное от вражды. Но природа не терпит пустоты, и место вражды непременно занимает сотрудничество. Сейчас у обеих стран появляются блестящие перспективы в мирных областях. Но одновременно сотрудничество между США и Россией обещает быть весьма плодотворным и в военной сфере, например, в том, что касается противоракетной обороны. Мы же, как выразился сам Барак Обама, «никогда не сражались друг с другом». И правда, у россиян и американцев нет ни исторической, ни генетической памяти о взаимных жертвах. Наоборот, во Второй мировой войне мы находились по одну сторону баррикад, да и сейчас совместно боремся с терроризмом.
– А какие вы видите основные направления сотрудничества в гражданских областях?
– О, их достаточно много. Остановлюсь на тех направлениях, которые мне близки по роду повседневной деятельности. Прежде всего это непрерывное образование взрослых, актуальность которого лишь подчеркнул экономический кризис. Миллионы людей остаются без работы в то самое время, как открываются миллионы вакансий. Однако занять их безработные не в силах из-за отсутствия соответствующих знаний. Хвалясь многолетним стажем работы наших лучших людей на одном заводе и на одном рабочем месте, мы демонстрируем и проповедуем невежество, примитивизм, мировоззренческую отсталость.
– Положительный смысл понятия «ветеран завода» остался в прошлом?
– Разумеется! Посмотрите, исчезают за ненадобностью одни профессии, и возникают другие; сносятся устаревшие производства, и открываются абсолютно новые. Точно прогнозировать капризы рынка труда едва ли возможно, поэтому ни одно, ни два, ни даже три высших образования, как правило, не удовлетворят ежегодно меняющийся спрос на специалистов. Это по плечу лишь непрерывному, пожизненному образованию по формуле «образование не кончается никогда» или, если угодно, «образование через всю жизнь». Однако в массовом порядке такое образование может обеспечиваться только при помощи дистанционных форм обучения.
– Но почему? Существуют ведь курсы переподготовки, повышения квалификации?
– Двухнедельные курсы повышения квалификации – это не образование взрослых. Это – бюрократическое очковтирательство. Во-первых, взрослым некогда сидеть за партами, им требуется работать, чтобы содержать себя и свои семьи. Во-вторых, в мире нет нужного количества парт и аудиторий для миллиардов взрослых. В-третьих, для обучения по традиционной классно-урочной системе негде взять необходимую армию педагогов, их ведь сейчас даже на детей не хватает. Например, известны случаи, когда в российских начальных школах преподавали оставшиеся без работы доярки. А глобальный дефицит педагогов составляет 15 миллионов: из 60 миллионов вакансий заняты лишь 45 миллионов.
– Но тогда чем конкретно может помочь в этой области сотрудничество США и России?
– Дистанционное обучение позволяет то, что в принципе невозможно даже в самой прекрасной школе или в самом «продвинутом» университете. Только при дистанционном обучении все без исключения учащиеся могут получать знания из видеолекций лучших профессоров планеты – выдающихся популяризаторов научных дисциплин. Вообразите, что житель Техаса изучает физику по лекциям нобелевского лауреата из Санкт-Петербурга, а житель Якутии приобретает профессию экономиста по лекциям нобелевского лауреата из Чикаго!
– Наверное, видеосигнал снабжается субтитрами на языке обучающихся?
– Не только – помимо субтитров, ведется еще и синхронный перевод. Также дистанционно проводятся и семинары, и консультации перед экзаменами, и сами экзамены. Все технологии для этого превосходно отработаны: видеосигнал можно передавать и через спутник на обыкновенный телевизор, и через Интернет на компьютер. Эти технологии воплощены в жизнь в Современной гуманитарной академии – базовой образовательной структуре Международной ассоциации «Знание». Однако препятствие нашлось вовсе не в технических средствах, а… в информационном праве. Педагоги-просветители охраняют свои курсы с помощью копирайтов: «мои знания», «моя лекция», «мой контент».
– Популяризаторы науки настаивают на оплате каждого «исполнения в эфире», подобно тому, как это делают музыканты?
– Да, представьте себе! Если же выплачивать за каждое использование видеолекции гонорар, обучение для многих станет недоступным. Но самое главное, что все эти «мои курсы» обычно являются компиляциями. Ну как сегодня можно торговать, скажем, пересказом основ квантовой механики, которые были заложены в начале прошлого века? Однако некоторые педагоги не желают согласиться, что их лекции созданы на основе открытий ученых разных стран и разных эпох. Иногда и государства выступают на стороне таких педагогов, прикрываясь соображениями секретности.
– Вы хотите сказать, что если уровень взаимного недоверия между Россией и США упадет, то и секретов станет меньше?
– Это само собой, ведь по большому счету все секреты давно упрятаны в технологии и остаются секретами разве что для слаборазвитых стран. Недаром мы с американцами нашли общий язык в космосе, освоение которого некогда также считалось делом сверхсекретным. Но еще важнее другое. Две наши державы, как авторитетнейшие игроки на мировой арене, должны предложить формулу, согласно которой лекционные курсы будут становиться достоянием всего человечества не за гонорары при каждом их «показе», а за единоразовую плату. Ну, и плюс за некое моральное вознаграждение, скажем, внесение фамилии автора курса в Почетную книгу популяризаторов, которая будет создана при ООН. В общем, чтобы преодолеть ментальное эго педагогов-просветителей, в ближайшее время нам предстоит изменить международное законодательство в области авторского и смежного прав.
– Что ж, будем надеяться, это случится достаточно скоро. Благодарим вас за интересную беседу. Напоминаем, что в гостях в студии «Голоса России» был Ефим Малитиков – президент Международной ассоциации «Знание», председатель Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых. Его расспрашивали я, политический обозреватель Виктор Самарин, и мой коллега, политолог Александр Черницкий. Ефим Михайлович, благодарим вас за интересную беседу, которую продолжим через неделю.