Тенденции российской банковской системы. Говтвань О.Дж.

Этот доклад является одним из докладов, представленных на заседании Российско-Французского семинара, проводимого совместно ИНП РАН и французской стороной. Все выступления можно найти здесь:
https://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/seminary-i-konferentsii/rossijsko-frantsuzskij-seminar-ekonomika/lvi/

Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников, которые проходят внутри института.

Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw

————————————————

Говтвань
Тема – тенденции развития банковской системы.

Любая экономическая аналитика связана с интерпретацией фактов. Вчера мы достаточно много времени уделили интерпретации изменения темпов роста нашего ВВП в пределах 0,3%.

Интерпретация – всегда вопрос творческий.

В начале 1994 года Институт экономики выпустил книжку, её Абалкин подарил ЮВ и ВВ. Они срочно позвали меня и сказали – тут ребята ТАКОЕ обнаружили! А ты не видишь!

Книжка была о том, что по итогам 1993 или 1992 года они обнаружили, что в России возросла доля долгосрочных ссуд. А дальше пошла раскрутка – мы начали инвестировать, уже были расчёты, с каким лагом это вызовет рост. Я, честно говоря, в 1993-1994 г. не смотрел показатель долгосрочных кредитов, это были технические цифры. Пошёл разбираться. Там была начальником отдела статистики департамента исследований замечательная женщина, Севрук, которая знала всё, что там в балансах. Нашли, что ни один регион этого не показал. В конце концов нашли, что это Внешэкономбанк, который находился на ликвидации. В конце концов она кому-то позвонила, начали выяснять, и оказалось… что банк с отозванной лицензией, у которого по активу – сомнительные долги, а пассивы он не может отдать – нечем. В конце концов, по активу нашли краткосрочную просроченную задолженность, которая висит 5 лет. Перенесли её в просроченную долгосрочную задолженность. В итоге, доля долгосрочных ссуд по стране возросла.

Это никак не продуцировало инвестиции, рост, и т.д.

Недавно была опубликована балансовая отчётность по банковской системе на 1 января 2019 года. В принципе, если посмотреть на эти цифры – там благостная картинка. Но есть вопросы по интерпретации целого ряда показателей.

Посмотрим на ликвидность банковской системы. На этом графике показан 2019 год, есть определённое снижение ликвидности, но при этом значительное снижение волатильности.