Зинченко // Корпоративная социальная ответственность: Россия vs Франция

Зинченко Юлия Владимировна, младший научный сотрудник ИНП РАН

Выступление состоялось в рамках прошедшей 3-5 февраля 2020 LVIII сессии Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики



Упоминаемые доклады: Колпаков А.Ю. https://youtu.be/SwOt_hI0pIM,
Порфриьев Б.Н. https://youtu.be/Yj7rTQLUAT4


——————————

Заметки:

Результаты опроса предприятий реального сектора по КСО, повторяющий в точности французский опрос.

1. Осведомленность и активность предприятий в области КСО

Слышали ли Вы о концепции КСО, принятой в международной практике? Осуществляет ли Ваше предприятие какие-либо действия в области КСО?

Почти половина российских предприятий слышали о концепции корпоративной социальной ответственности, хотя некоторые не слышали о концепции, но предпринимали действия в неё входящие. Во Франции ситуация похожа. Для России это объясняется как не осведомленностью о термине, так и наследием традиций СССР.

Структура предприятий, знакомых с концепцией КСО?Осведомленность о концепции существенно зависит от размеров предприятий

В каких областях Ваше предприятие осуществляет политику КСО?
В первую очередь это трудовые отношения, отношения с партнерами и клиентами и благотворительность.

Какие результаты от принимаемых мер в области корпоративной социальной ответственности ожидает Ваше предприятие?
Сплочение сотрудников, улучшение имиджа, уменьшение себестоимости продукции

2. Реализация концепции КСО и оценка ее эффективности

Есть ли у Вашего предприятия внутренний документ, посвященный КСО? 39% российских предприятий имеют соответствующий документ.

Есть ли у Вашего предприятия подразделение, занимающееся вопросами устойчивого развития или КСО? 24% российских предприятий имеют таковое, а 11% нет.

Осуществляет ли Ваше предприятие оценку эффективности принимаемых мер в области КСО посредством внутреннего и/или внешнего аудита? 13% предприятий в России полагаются на внешний аудит и 28 на внутренний.

Выводы

1) Хотя осведомленность французских предприятий немного больше, доля предприятий, осуществляющих меры в области КСО, существенно больше в России

2) Как в России, так и во Франции, осведомленность о концепции КСО заметно возрастает по мере увеличения размеров предприятия

3) Области, в которых предприятия осуществляют политику КСО, в обеих странах пересекаются, хотя и прослеживаются заметные различия

4) Деятельность российских предприятий в области реализации КСО в основном направлена на собственно экономические интересы предприятия – улучшение имиджа предприятия, мотивацию и сплочение сотрудников, снижение себестоимости продукции. Экологические и социальные вопросы являются первостепенными для французских предприятий

5) Доля предприятий, осуществляющих аудит, в России и Франции примерно одинаковая, но для французских предприятий более характерно обращение к внешним аудиторским организациям (в 2,5 раза чаще, чем в России)

——————————

Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников и приглашенных экспертов, которые проходят внутри института.

——————————

Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists

На нашем сайте в каталоге публикаций Вы найдете выступления наших сотрудников в других СМИ, а также наши научные статьи и другие материалы по экономике:

https://ecfor.ru/publication/?date=&author=&field=&type=&source=&media=&lab=