Hélène Clément-Pitiot, CEMI-EHESS, Économiste, Maître de Conférences, Paris, France
Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/govtvan/
Выходные данные: Клеман-Питио Э. Рынок страха? / Э. Клеман-Питио // Сайт ИНП РАН. — 8 июля 2020. — LIX Сессия Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики. — URL: https:// ecfor.ru/publication/rynok-straha/ (дата обращения: 15.08.2020).
Страница с файлом презентации:: https://ecfor.ru/publication/rynok-straha/
—————————-
Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников и приглашенных экспертов, которые проходят внутри института.
——————————
Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists
На нашем сайте в каталоге публикаций Вы найдете выступления наших сотрудников в других СМИ, а также наши научные статьи и другие материалы по экономике:
Картина Эдварда Мунка иллюстрирует современного человека и экзистенциальный страх.
В своей статье Guy Mettan вспоминает старую суннитскую легенду, в которой чума шла в Багдад и встретила Насреддина, в которой показывается сила страха. Это похоже на ситуацию с коронавирусом.
Другая статья Guy Mettan раскрывает взаимоотношения России и Запада.
00:03:49 Эффект страха в экономике
Таким образом, страх и паника крайне опасны. Особенно они опасны в экономике, так как неопределенность наносит большой урон. Экономические агенты теряют ориентиры, конкуренция искажается. Финансовый рынок недавно перестал быть рынком, так как все цены регулируемы. И распределение ресурсов таким образом перестает быть эффективным. Все эти феномены проявляются на макроэкономическом и микроэкономическом уровне.
Во Франции не наблюдаются сигналы, что экономический климат страха плох для экономики. Во Франции ничего не делается, чтобы приглушить страхи. Они наоборот усиливаются. Люди спрашивают себя, не хотят ли этим власти отвлечь внимание от настоящей опасности? Неясно, случайно ли это или стратегия?
00:07:20 Кто выигрывает от этого страха?
Новые самопровозглашенные эксперты, политики, которые рады что могут освободиться от оппозиции, гигантские компании, связанные с дистанционной работой и надзором, руководители предприятий, которые увольняют кого-то под этим соусом, фармацевтическая промышленность, рассчитывающая заработать на вакцине. Есть в некотором смысле пассивный спрос на страх
00:08:53 Финансовый рынок – настоящий рынок страза.
Это можно видеть на рынке производных инструментов и рынке VIX. В начале это был инструмент измерения нервозности финансовых рынков, и по одной из статей Wall Street Journal это один из самых используемых индексов. Эти инструменты развиваются весь 20й век, а с 2008 года – финансовые инновации стали развиваться ещё больше.
Распространение рынка страха связано во много с разрушением имиджа саморегулирующегося рынка.
График индекса волатильности – кривая с двумя пиками, один 2008 года и один – сейчас.
00:11:53 За деревьями леса не видно.
Есть целая выборка институтов в зависимости от той же экономической логики. Страх – это тоже дерево, за которым скрывается важное. Теория снова потерпела неудачу. Все это было бы хорошо видно, если бы внимание хозяйствующих субъектов не переключалось на другое. Возможно, худшее это последствие для образования, здравоохранения и других общественных услуг. Это идеологическая драма.
Вчера Жак Сапир говорил о производствах, которые предпочли остановить деятельность, чем взять на себя риск суда за то, что кто-то из работников может заразиться. Центробанки начинают выходить за рамки своих полномочий. Население понимает, что в конечном итоге платить за все будет именно налогоплательщик. Таким образом создан невидимый враг, ещё страшнее России.
00:17:53 Управление с помощью страха
Можно предположить, что этот механизм применяется, чтобы создать индивида из учебников по экономике. Который одинаков, предсказуем и манипулируем. То есть это экономический климат полного страха. Вектор коммуникаций – эмоции, как мы видим в СМИ. Санитарный страх, страх перед экономической ситуацией и так далее.
Потребительские привычки, возможно, глобально изменились.
00:20:56 Выводы
00:24:36 ? Почему государства вкладываются в карантин вместо медицины и науку ?
00:29:52 ? Что должно заменить механизм управления страхом?