Альфа-бизнес на российских рынках

Блохин Андрей Алексеевич, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИНП РАН, профессор Финансового университета при Правительстве РФ.
Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/blohin-andrej-alekseevich/

Выступление прошло 15 апреля 2021 на заседании Ученого Совета ИНП РАН. Все выступления сессии:
https://ecfor.ru/publication/zasedanie-uchenogo-soveta-otsenka-potentsiala-rosta-rossijskoj-ekonomiki/

Выходные данные: А.А. Блохин. Альфа-бизнес на российских рынках / Блохин А.А. // Сайт ИНП РАН. — 15 апреля 2021. — Ученый Совет ИНП РАН. — URL: https:// ecfor.ru/publication/zasedanie-uchenogo-soveta-otsenka-potentsiala-rosta-rossijskoj-ekonomiki/ (дата обращения: 15.04.2021).

Страница с файлом презентации: https://ecfor.ru/publication/zasedanie-uchenogo-soveta-otsenka-potentsiala-rosta-rossijskoj-ekonomiki/


——————————

Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников и приглашенных экспертов, которые проходят внутри института.

——————————

Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists

——————————

Заметки:

00:00 Многоуровневая экономика, альфа-, бета-, гаммабизнес.

Разница между ними существенно определяет и экономические траектории, и роли этой части бизнеса в экономике, и восприимчивость к мерам государственного регулирования.

02:12 Как изучать разнородность компаний по институциональным условиям?

Самый простой подход – выбирать группу лидеров в каждой отрасли по критериям: по институциональным условиям, взаимодействию с государством, по доступу к финансированию, и другим признакам.

02:43 Выручка крупнейших компаний по потребительским отраслям в 2010-2019 гг.
04:43 Распределение регионов России по устойчивости группы компаний-лидеров
Структура региональной экономики существенно зависит от того, как там устроен крупный бизнес.

07:13 Кто собственники компаний-лидеров отраслей?
Анализ того, на каких рынках иностранные собственники-инвесторы, оффшорные, в каких долях, как это влияет на поведение бизнеса на нашем рынке.

07:55 Можно ли и как конкурировать с глобальными лидерами на внутреннем рынке?

Опыт продовольственного рынка показывает, что при большой поддержке государства и ряде рыночных и институциональных факторов – да, можно.

10:42 Фармацевтический рынок.

Торговля лекарствами растет быстрее производства, а розничные аптечные сети начинают обгонять по темпам оптовую торговлю. Накопив институциональную силу, они станут контролировать рынок, инвестировать, заниматься локализацией как и ритейл.

11:34 Усиление посреднических секторов.

Оценки в разных отраслях показывают, что альфа-бизнес растет гораздо быстрее, чем другой бизнес. Альфа-бизнес получает институциональную ренту, отбирая доходы у других секторов. Отечественный альфа-бизнес (например, Газпром) тратит выручку внутри своей страны, зарубежный альфа-бизнес вывозит ее в страну происхождения капитала. Уровень группы лидеров в потребительских отраслях разный, темпы роста разные и направленность движения разная: где-то идет консолидация бизнеса, значит там концентрируется власть на рынке, и меры государственного регулирования по-другому надо перестраивать. В разных отраслях устойчивая группа лидеров, а где-то обновляется. Это полезные вопросы для наших прогнозов и для понимания структурных процессов в экономике. За последние 15 лет лидеры ритейла Магнит, X5 выросли на сотни процентов (в 44 раза). Если что-то растет очень быстро, то это надо изучать. Структура региональной экономики существенно зависит от того, как там устроен крупный бизнес. На нашем внутреннем рынке присутствует много зарубежного альфа-бизнеса. Поэтому важно развивать внутренний рынок, потому что те доходы, который альфа-бизнес получает на нашем внутреннем рынке, — это институциональная рента, которую он отсюда вывозит. Кто собственники этих компаний-лидеров отраслей? Можно ли и как конкурировать с глобальными лидерами на внутреннем рынке? За 10 произошли важные трансформации в экономике. В продовольственном секторе выросли агрофермы, выросли инвестиции в сельское хозяйство, выросло производство. Но перед этим очень активно рос ритейл (продовольственный, товары повседневного спроса). В каком-то смысле появление крупного сетевого ритейла помогло защитить внутренний рынок. На фармацевтическом рынке происходят похожие процессы. Начинают расти аптечные сети, тоже начинает меняться модель товаропроводящей сети: от дистрибьюции к оптовым, логистическим.