Что нужно изменить в денежно-кредитной политике ЦБ РФ?

Говтвань Олег Джонович, доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИНП РАН

Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/govtvan/

———————-

Выступление состоялось в рамках прошедшей 23-24 марта 2020 г. II-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИЭОПП СО РАН, ИНП РАН и экономическим факультетом НГУ.

Выходные данные: О.Дж. Говтвань Перспективные изменения денежной политики в России / Говтвань О.Дж. // Сайт ИНП РАН. — 24 марта 2020, Бердск. — II-я Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». — URL: — URL: https:// ecfor.ru/publication/izmeneniya-denezhnoj-politiki-v-rossii/ (дата обращения: 24.03.2020).

Страница с файлом презентации:: https://ecfor.ru/publication/izmeneniya-denezhnoj-politiki-v-rossii

——————————

Заметки:

00:00:00 Какие цели ЦБ выполнены?
00:02:48 Проблема финансирования роста
00:07:23 Ликвидность банковской системы
00:15:01 Риски и качество долга экономики
00:17:23 Процентные ставки – инструмент или результат?
00:23:33 Хороша ли новая схема санации банков? Банк «Открытие».
00:26:23 Следует ли увеличивать финансирование Фонда Развития Промышленности?
00:30:18 Структурные проблемы ликвидности

Цели ЦБ РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
— развитие финансового рынка Российской Федерации;
— обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Как правильно сформулировать проблему финансирования роста?

— Где взять деньги?

Не проблема. На уровне государства их всегда можно «создать». Если этого не делают, значит, просто не считают нужным.

— Как эффективно организовать распределение и
перераспределение?

Недостаточная ликвидность экономики при сверхликвидности банковского сектора показывают, что с качеством перераспределительных механизмом, действительно, есть проблемы.

Основные перераспределительные механизмы

— Финансовый рынок. Но в нынешних российских условиях (институциональных и информационных) использование институтов и инструментов рынка (об этот свидетельствует как мировой опыт, так и многочисленные исследования) однозначно будет способствовать перетоку средств в крупнейший бизнес. Через финансовый рынок мы не сможем добиться расширения круга заемщиков. Тем не менее финансовый рынок может оказать существенное позитивное влияние на перераспределительные процессы в части финансовых взаимоотношений между финансовыми посредниками и крупнейшим бизнесом.

— Бюджетное перераспределение. Возможности его использования ограничены экспертными мощностями: нет возможностей эффективного выбора из десятков и сотен тысяч проектов. В этих условиях привлечение бюджетного финансирования оправдано в основном лишь для крупнейших значимых проектов, а также капитализации и рефинансирования профессиональных инвесторов.

— Специализированные институты (институты развития). Это – финансирование без покрытия рисков, оправдываемое высоким качеством экспертизы проектов. Для десятков и сотен проектов – нормально. Но широкое тиражирование вряд ли возможно – потенциальный объем рисков слишком высок по сравнению с качественными экспертными мощностями. Тем не менее использование специализированных институтов весьма полезно для организации и правильной ориентации финансово-перераспределительных процессов в целом, хотя и не в состоянии заменить другие формы перераспределения в значимых масштабах.

— Банковское (посредническое) перераспределение. Часто можно услышать, что потенциал банков в России исчерпан, надо искать альтернативные формы перераспределения. Очень похоже на Шляпника из «Алисы в стране чудес»: «Мне нужна чистая чашка! Давайте пересядем». «Чашки», хотя бы иногда, надо мыть. Да, банковская система перегружена рисками. Надо ей помочь с решением этой проблемы. Очевидно, нужна санация и, очевидно, в другой форме по сравнению с тем, как ее проводит Банк России. QE по-российски (переход от структурного дефицита к профициту ликвидности) отличается от проводимого в США, Европе и Японии прежде всего тем, избыточные риски были оставлены в банковской системе: около 45% капитала российских банков отвлечено в резервы по ссудам и такая ситуация сохраняется уже почти 5 лет без каких-либо надежд на ее улучшение, резервы под ссудам крупнейших западных банков резко возросли в течение 2008 года, но пришли в норму уже к концу 2009 г. в ходе реализации программ по выкупу активов.