Забытые главы политической экономии: выводы для Азиатской части России
Малов В.Ю., д.э.н., ИЭОПП СО РАН
Выходные данные: Малов В.Ю. Забытые главы политической экономии: выводы для Азиатской части России // Сайт ИНП РАН. — 24-25 марта 2023, Сергиев Посад. — V-я Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». — URL: — URL: https:// ecfor.ru/publication/adaptatsiya-ekonomiki-k-klimaticheskim-izmeneniyam/ (дата обращения: 16.02.2024).
00:00:00 Теории
00:04:40 Что такое ориентация на собственные силы?
00:05:30 Варианты развития Азиатской России
00:08:00 Транспортная система Азиатской России
00:10:50 Новый широтный транспортный коридор России
00:11:49 Рассматриваете ли южные направления?
—————————
Заметки:
С чего началось данное исследование? С поиска ответа на вопрос: почему региональные стратегии (по ФЗ172) реализуются только наполовину? А именно только ту часть, которая интересна прежде всего корпорациям (пусть даже государственным).
Потому, что нет пространственной стратегии РФ.
При разработке стратегии развития экономики РФ предполагается определиться с местом России в мире (центр или периферия) и опираться на какую-то теорию.
Варианты выбора
Социализм и мейнстрим уже пробовали. Что еще есть из теорий? Была – теория зависимости или периферийный капитализм.
Раньше мы их игнорировали. «Крах капитализма (любого) неизбежен». Никак не хотелось признавать, даже в конце 80-х годов, что мы – периферия мировой экономики. Более того — зависимы. Особенно ясно это стало заметным к началу 21 века.
Новое – хорошо забытое старое
Что предлагает теория зависимости для тех стран, которые хотят выйти из этой зависимости и есть основания для этого (достаточный оборонный потенциал)?
Протекционизм, Активность государства в экономике, ориентация на собственные силы, игнорировать МВФ, ВБ и др. международные «недру-жественные» организации.
Что такое ориентация на собственные силы?
1 Активизация внутри-российских взаимодействий отраслей и регионов.
2 Согласованности и ориентация на народно-хозяйственные цели.
3 Коммерческий интерес вторичен.
4 Пример-опыт СССР 30-50 годов: введение экономики мобилизационного типа.
5 АТОМ, ВПК, КОСМОС, ТРАНСПОРТ – обязаны быть под жестким контролем государства и реализовывать его долгосрочные цели.
Транспорт объединяет экономику всех регионов, АЧР – одна из частей, но важная и для национальной безопасности. Это тыл – такой как был Урал в 1941г. По нашим расчетам ей бы надо расти опережающими темпами. Население также должно расти, в т.ч. и для реализации целей национальной безопасности на Восточных границах. Это потребует дополнительных издержек и признания этого факта со стороны федеральных властей.