Клепач А.Н. // Экономический прогноз в современной России: как это работает?
Клепач Андрей Николаевич, ведущий научный сотрудник ИНП РАН, главный экономист государственной корпорации развития ВЭБ.РФ
Все выступления сессии:
https://ecfor.ru/publication/trebovaniya-k-sovremennomu-ekonomicheskomu-prognozu/
——
Развилки стратегического управления развитием в российской экономике
Традиционные болезни на макроуровне
Доминирование ситуативных, краткосрочных целей и задач над стратегическими
Отсутствие долгосрочной принятой Стратегии развития страны и ее замена в среднесрочной перспективе Указом Президента. Несогласованность стратегических документов друг с другом
Механическая подгонка финансовых параметров госпрограмм под показатели бюджета без необходимой корректировки мероприятий и целевых индикаторов
Несогласованность стратегий и программ развития реального сектора экономики с бюджетными процедурами и требованиями
Постоянная коррекция документов и правил, выхолащивание содержания
Недостаточная увязка национальных проектов с государственными программами
Оторванность государственного стратегического планирования от корпоративных стратегий и программ
В корпоративной политике:
более 50% компаний не имеют проработанных долгосрочных стратегий
отсутствует механизм увязки долгосрочных стратегий и программ с тактическими планами
рассогласованность стратегии, финансового плана, программы инновационного развития и инвестиционной программы
Примат финансовых целей (КПЭ) над инновационными
Поворот к инновациям. Соглашения ряда ведущих государственных корпораций с государством по развитию прорывных технологий
Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists
На нашем сайте в каталоге публикаций Вы найдете выступления наших сотрудников в других СМИ, а также наши научные статьи и другие материалы по экономике:
Зачем нужен экономический прогноз? Так или иначе, в том или ином виде определенная экономическая стратегия есть. Есть много разных видов прогноза – среднесрочные, долгосрочные, появился стратегический прогноз. Тем не менее, прогноз носит подчиненный характер к бюджету. Статус прогноза сейчас абсолютно другой. Он рассматривается как материал к бюджету, а не самостоятельный документ. В других странах бывает по-другому, и у нас тоже раньше было по-другому. Например, в Казахстане прогноз является ключевым ориентиром для различных ведомств. Если брать все стратегии в стране – их уже около 27 000 (в основном за счет муниципалитетов) и множество государственных программ. Комплексный прогноз. Важность согласования параметров в различных документах. Обратное воздействие бюджета на экономический прогноз. Много или мало вкладывается в здравоохранение и образование? Проблема: фактические решения расходятся с заложенными в прогнозах. Сейчас оптимистичный и базовый сценарии слились в один и потому надо с 22 года перейти к темпам роста выше 3%, чего бы это не стоило и как бы это не противоречило всем остальным показателям, в том числе стагнации расходов на здравоохранение и образование. Хотя кое-какой эффект от национальных проектов будет, но это не даёт достаточного роста. Дальше начинаются разные планы как привлечь дополнительные инвестиции и прочие меры, чтобы свести концы с концами у предпосылок. Поэтому нельзя смотреть на прогноз как на отдельный документ, который является приложением, преддверием к бюджету. Необходимо смотреть на всю систему в целом. Прогноз в настоящее время всё более и более упрощается. Раньше Минэкономразвития использовало межотраслевой баланс, а сейчас его используют только несколько человек там, и то скорее для себя. Эта деятельность там деградировала и не востребована. Ушла культура балансировки разных секторов друг с другом. Вместо этого преобладает подход в духе финансовых аналитиков. Натуральные балансы используются только в некоторых отраслевых министерствах. Процесс прогнозирования становится более оперативным, но и более примитивным. Но вся система прогнозирования становится всё более сложной из-за роста числа показателей. Корректировать эту махину и оценить её реалистичность очень сложно. У министерства финансов появился уникальный инструмент – электронный бюджет, который загоняет всех в места из которых не выбраться. В него сложно просто технически загрузить даже согласованные мероприятия, а поменять что-то вдвойне сложно. Причем значима только небольшая часть индикаторов, процентов 20%, они являются предметом контроля со стороны администрации и президента.