Выходные данные: А.В. Крамаренко. Проблемы авиационного транспорта в современных условиях // Сайт ИНП РАН. — 16 июля 2020. — Семинар «Отрасли и регионы» под руководством Кувалина Д.Б. и Борисова В.Н. — URL: https:// ecfor.ru/publication/vliyanie-covid-19-na-otrasli-ekonomiki-sessiya-6/. (дата обращения: 01.08.2020)
00:00:00 План выступления
00:01:27 Как коронавирус повлиял на гражданскую авиацию. Предыстория.
Речь пойдет именно о России и гражданских перевозках. Грузы – небольшая часть как по объемам так и по выручке. Экономика гражданской авиации сильно отличается от других отраслей, много неожиданных нюансов. В прошлом году выручка российских авиакомпаний составило 1,7 трлн. рублей, в основном выручка формируется внутри страны, рентабельность около нуля, отрасль постоянно в сложной ситуации.
Кризис был совершенно неожиданным и быстрым в развитии. Международные перевозки (около половины выручки) практически прекращены, внутренние рейсы остались. Международные трансферы обнулились. Внутренние ограничения в основном коснулись Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому на несколько месяцев крупнейшим аэропортом стал Новосибирск. С июня пошёл довольно значительный рост авиаперевозок.
00:08:08 Прогноз пассажиропотока авиакомпаний РФ
Сохраняется огромная неопределенность со спросом, что накладывает ограничения на деятельность авиакомпаний.
00:10:10 В каком состоянии компании авиаперевозчики?
Технически практически все авиакомпании сейчас банкроты. Сокращение выручки в этом году по благоприятным прогнозам 40-50%, убытки будут примерно 300-400 млрд. рублей. Меры поддержки по миру в среднем около 13%. В России меры поддержки были очень скромные. Сохраняется неопределенность относительно второй волны кризиса.
00:15:50 Кто станет платить за убытки авиакомпаний?
Неясно кто будет покрывать непокрытые убытки и кто станет их держателем? У авиакомпаний нет резервов. Попытки переложить на население и лизингодателей пошло не очень хорошо.
00:18:37 Что делать с субсидиями авиации?
Прямые или косвенные субсидии в отрасли составили примерно пятую часть выручки. В России установлены разные ставки по аэронавигации и аэропортовому обслуживанию для российских компаний и международных, и перекрестное субсидирование перестало работать.
00:19:57 Аэрофлот может монополизировать отрасль
Озвучена капитализации на 80 млрд. рублей. Это хорошо, но может быть демпинг.
00:20:53 Среднесрочная перспектива: отрасль может измениться
Могут обнулиться инвестиции на инфраструктуру аэропортов. Может измениться структура расходов домохозяйств и снизиться корпоративные авиаперевозки. Потребители перестают покупать авиабилеты заблаговременно. Много компаний может уйти с рынка. Для лоукостеров открываются шансы
00:27:08 ? Чьи самолеты станут покупать реже? Как надо бы поддерживать отрасль?
00:32:00 ? Какая структура затрат отрасли? Как вы оцениваете новую стратегию Аэрофлота?
00:35:10 ? Будет ли передел собственности?
——————————
Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников и приглашенных экспертов, которые проходят внутри института.
——————————
Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists
На нашем сайте в каталоге публикаций Вы найдете выступления наших сотрудников в других СМИ, а также наши научные статьи и другие материалы по экономике: