Защита кандидатской. Е.Ю. Волкова // Стратегическое управление экономикой и промышленностью
Е.Ю. Волкова. Защита диссертации: «Эффективность программного подхода в системе стратегического управления развитием экономики и промышленности»
Выходные данные: Е.Ю. Волкова. Защита диссертации: «Эффективность программного подхода в системе стратегического управления развитием экономики и промышленности» // Сайт ИНП РАН. — 23 декабря 2023. — URL: https:// ecfor.ru/publication/primenenie-programmno-tselevogo-podhoda-k-upravleniyu-ekonomikoj/ (дата обращения: 12.2.2024).
Страница с диссертацией: https://ecfor.ru/publication/primenenie-programmno-tselevogo-podhoda-k-upravleniyu-ekonomikoj/
——————————
00:00:00 Вступление
00:01:22 Вступление: о защищающемся
00:04:29 Презентация
00:17:49 Вопросы
00:37:50 Слово научного руководителя
00:41:39 Отзыв ведущей организации и отзывы на автореферат
00:54:26 Отзыв оппонента: Ленчук Е.Б.
01:09:03 Отзыв оппонента: Селиверстов В.Е.
01:32:45 Выступления
01:53:57 Заключительное слово
01:54:26 Голосование
01:56:32 Обсуждение проекта заключения
——————————
Заметки:
Выводы:
1.Национальная модель оказывает значительное влияние на эффективность государственных программ; при этом основными факторами являются географический, национальный, исторический, бюджетный и институциональный. Основными качествами программного подхода, которые приводят к повышению их эффективности, являются: объем бюджетных расходов, использование в качестве точки роста и проектная модель управления. В РФ программно-целевой подход в настоящее время находится в стадии становления и является формой управления государственными расходами, а не инструментом достижения стратегических приоритетов.
2.Для целей оценки вклада программы в достижение стратегических целей необходимо рассматривать эффективность как комплексное понятие, включающее не только экономические, но также социальные и экологические эффекты при достижении конкретных задач. Основными проблемами существующих подходов к оценке эффективности программ являются отсутствие увязки целей и показателей программ с национальными приоритетами, субъективность экспертной оценки качественных показателей, сложности расчета долгосрочных стратегических эффектов и многокомпонентных нелинейных связей, отсутствие универсальности и направленность на оценку отдельных критериев реализации программы. Требуется разработка комплексной методики оценки эффективности государственных программ, направленной на анализ достижения ими стратегических целей государства.
3.В контексте стратегического развития страны эффективность реализации государственных программ должна быть основана как на отвечающих стратегическому развитию критериях, т.е. конкретных измеримых показателях, так и на связанных с ВВП или другими отраслевыми показателями макроэкономических эффектах. Модельный инструментарий должен включать алгоритм определения конкретных показателей для оценки достижения стратегических целей, которые уникальны для каждой государственной программы, наряду с использованием межотраслевого баланса для расчета макроэкономических эффектов программы, имеющих универсальный характер.
4.Комплексная методика оценки эффективности государственных программ включает два последовательных этапа: оценку эффективности конкретных измеримых показателей государственной программы (перспективно и ретроспективно) и оценку макроэкономических эффектов реализации государственных программ посредством применения расчетной модели на основе таблиц «затраты-выпуск». Оценка эффективности государственной программы РФ «Информационное общество» показала, что прирост выпуска составит 114-183% ежегодно (в среднем 149%) от общего объема бюджетных расходов на госпрограмму благодаря прямому росту конечного спроса и расширению спроса в смежных отраслях через систему межотраслевых связей. Однако вклад каждого эффекта программы в социально-экономические показатели развития экономики РФ невелик и составляет до 1% по каждому из них. Незначительный вклад объясняется небольшим объемом финансирования ГП «Информационное общество». Таким образом, государственная программа «Информационное общество» в большей степени восполняет провалы по производству общественных благ, чем вносит значимый вклад в развитие сектора ИКТ и экономики РФ в целом.
5. Рекомендации по усовершенствованию программно-целевого инструментария в системе стратегического управления экономикой включают необходимость перехода к долгосрочным государственным программам с законодательным закреплением выделенных финансовых ресурсов на их реализацию в соответствии со стратегией социально-экономического развития РФ и обеспечение приоритета стратегического управления перед реализацией краткосрочной бюджетной политики.