АРХИТЕКТОРЫ ЗНАНИЙ
В этом году Всесоюзному обществу «Знание» исполняется 60 лет
В свое время его называли «академией миллионов». Но если раньше «Знание» было Всесоюзным обществом, то теперь это — Международная ассоциация (МА). И возможности ее значительно выросли — особенно с появлением новейших космических технологий и телекоммуникаций. В частности, речь идет о дистанционном обучении.
МА «Знание» объединяет образовательные и просветительские организации из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины. Сегодня мы беседуем с ее президентом, академиком Ефимом МАЛИТИКОВЫМ.
— ЕФИМ Михайлович, Всесоюзное общество «Знание» — было ведь беспрецедентным феноменом?
— Безусловно. Мировая история не знает другого примера реализации столь масштабной программы приобщения миллионов людей к научным знаниям. Всесоюзное общество всего через несколько лет после своего создания стало мощнейшим фактором формирования в СССР общественных идеалов и ценностей. В частности, очень повысился социальный статус ученых, инженеров, исследователей… Учиться в технических вузах стало престижным. Больше того! Об этом мало говорилось — но достижениями науки во многом заслонялись кричащие недостатки в государственном управлении: настолько впечатляющи были успехи в развитии атомной энергетики, авиации, космонавтики.
В США до сих пор помнят о шоке, который вызвал у них запуск нашей страной первого искусственного спутника, вывод первого космонавта на орбиту Земли. Американцы принялись тогда тщательно изучать систему подготовки специалистов в вузах СССР — действительно образцовую для того времени.
Один из секретов впечатляющих достижений советской науки и техники тех лет заключался именно в том, что за академической школой стояла «академия миллионов» — Всесоюзное общество «Знание». Она охватывала работу тысяч лекториев (от Балтики до Тихого океана, от Заполярья до Закавказья) и располагала очень продуманной системой распространения научно-популярной информации.
А в середине 60-х годов возникла инфраструктура народных университетов. Это качественно новый этап развития общества «Знание». То, что первоначально представляло собой систему лекционного и печатного распространения просветительской информации, начало приобретать стройную форму более глубокого и специализированного образования. Для молодежи такие университеты стали естественной формой предвузовской подготовки. Для специалистов предприятий — мощным резервом повышения квалификации. Для предприятий — удобной схемой привлечения академической науки к решению практических производственных проблем. Это была очень перспективная форма научно-промышленного тандема. Симптоматично, что именно в народных университетах стали появляться факультеты, которыми не располагали даже академические вузы (кибернетика, радиоэлектроника, прикладная математика, научная организация труда и управления…). Это была уникальная экспериментальная площадка, на ней обкатывались многие идеи, которые затем внедрялись в высшую школу.
К началу 1990-х годов лектории и университеты общества «Знание» охватывали в своих аудиториях почти 4 миллиона человек. Ежегодно читалось более 25 млн. лекций. Общество объединяло 2 тысячи академиков, более 25 тысяч докторов наук и профессоров, 383 тысячи инженеров, 208 тысяч врачей, 184 тысячи специалистов сельского хозяйства. Его материальная база включала Политехнический музей, Центральную политехническую библиотеку, тысячи Домов знания, Домов научно-технической пропаганды, лекториев, библиотек, а также народные университеты, планетарии, издательства, дома отдыха… Только собственное издательство общества («Знание») ежегодно выпускало более 200 млн. экземпляров брошюр, книг, журналов, наглядных пособий. В их числе люби- мейшая в народе периодика: «Знание — сила», «Наука и жизнь», «Международная жизнь», «Аргументы и факты»… Миллионными тиражами выпускались объединенные в 34 серии издания цикла «Новое в жизни, науке, технике». До сих пор на полках личных библиотек россиян можно найти научно-популярные книги знаменитых серий «Жизнь замечательных людей», «Наука и прогресс», «Творцы науки и техники».
Международный авторитет обществу придавали возглавлявшие его ученые с мировым именем: академики С.И. Вавилов, А.И. Опарин, Н.Н. Семенов (лауреат Нобелевской премии), И.И. Артоболевский, Н.Г. Басов (лауреат Нобелевской премии) и другие. Определенный срок председателем правления был первый заместитель Председателя правительства СССР, председатель Комитета по науке и технике В .А. Кириллин. Последнее время — вице-президент Академии наук СССР К.В. Фролов.
К сожалению, колоссальная инфраструктура общества «Знание» понесла невосполнимый ущерб, став объектом беспорядочной приватизации и расхищения. Впрочем, настоящие активы такой организации не в зданиях, лекториях или издательствах. Они в постоянно возрастающем значении глобального информационного обмена. Увы, значимость этого фактора на переломе веков не сознавали даже многие академики…
— По каким направлениям «Знание» работает сегодня?
— Просветительство, непрерывное образование, культура и экология.
— Вы ведь один из энтузиастов дистанционного обучения…
— Три года назад я выступил с инициативой создания Всемирного университета дистанционного образования (ВУДО). Его основная задача — обеспечить взаимный обмен и экспорт/импорт знаний между ведущими университетами мира. ВУДО станет аккумулятором и дистрибьютором передачи знаний лучших университетов и профессоров мира — с помощью космических телепортов на базе достижений российской космической науки. Без преувеличения, ВУДО — это проект планетарного масштаба.
Развивая партнерство, МА «Знание» и Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых создали базовую структуру — Современную гуманитарную академию (СГА). Теперь люди могут получать образование в самых удаленных уголках планеты, через современные спутниковые коммуникации. В условиях дефицита педагогов — это ключ к увеличению производительности преподавания. Ведь классно-урочная форма существенно ограничивает аудиторию, а в нашем случае это ограничение снимается. И при необходимости аудитория слушателеи может насчитывать сотни тысяч человек! К тому же такое обучение доступно даже самым бедным слоям населения. Сегодня по числу студентов (около 175 тыс.) СГА лидирует среди учреждений высшей школы Европы, СНГ и России.
— Советский Союз был крупнейшим евразийским центром генерирования новых знаний. А как обстоят сегодня дела у России?
— Со стабилизацией экономического положения появляются все шансы для восстановления и усиления позиций. Не будем забывать: с передачей знаний происходит распространение ценностей! Вот почему для равноправного участия в мировом информационном процессе нужно обмениваться этими знаниями, буквально — заниматься их импортом и экспортом. В России, например, традиционно сильны позиции физических и математических наук. Значит, в области образования мы можем быть глобальным центром экспорта знаний по этим направлениям…
Надо повышать статус науки в экономическом развитии страны и социальной жизни общества. Неотъемлемая предпосылка это- му — возрождение культуры массового непрерывного образования. А оно может быть организовано только в рамках широкого распространения дистанционного образования — с использованием достижений космической и кабельной связи.
Беседовал Анатолий ШИШКИН,
академик Российской муниципальной академии
1 мая 1947 года в советской печати опубликовано обращение группы видных ученых, общественно-политических и военных деятелей (среди них — С.И. Вавилов, Б.Д. Греков, Н.С. Тихонов, Е.В. Тарле, А.И. Опарин, К. Симонов, Г. Уланова) ко всем представителям науки, литературы и искусства, к научным, общественным организациям и учреждениям СССР. Они предложили создать Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний.
Совет Министров СССР своими постановлениями за подписью И.В. Сталина от 29 апреля и 16 декабря 1947 года одобрил это обращение и утвердил оргкомитет.
На первом заседании 12 мая 1947 года оргкомитет принял решение об организации отделений Общества в союзных республиках и крупнейших краевых и областных центрах России.
7 июля 1947 года в Большом театре СССР состоялся учредительный Съезд.
10 июля 1947 года Пленум правления Всесоюзного общества «Знание» избрал председателем правления президента Академии наук СССР, ученого с мировым именем С.И. Вавилова.
2 июня 1964 года состоялся IV съезд Всесоюзного общества «Знание». Он вошел в историю как съезд рождения народных университетов. К этому времени каждый взрослый гражданин в среднем слушал в год 4-5 лекций.
Политические события 1991 года, провозглашение суверенитета РСФСР, выход из СССР ряда республик вызвали необходимость решений, определяющих будущее Всесоюзного общества «Знание».
4 ноября 1991 года в интересах преемственности и сохранения традиционных связей интеллигенции суверенных республик Всесоюзное общество «Знание» преобразовано в Международную ассоциацию «Знание» (МА «Знание»). Президентом этой ассоциации был избран К.В. Фролов, а 29 июня 1995 года президентом избирается Е.М. Малитиков.