Использование системы дистанционного обучения
для подготовки специалистов
в области космической деятельности
МЕНЬШИКОВ В.А.
Директор НИИ космических систем — филиала ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
профессор, член-корр. Международной академии космонавтики
МАЛИТИКОВ Е.М.
Председатель Межгосударственного Комитета СНГ
по распространению знаний и образованию взрослых
профессор, президент Академии информациологии международных структур
ЛЫСЫЙ С.Р.
Заместитель начальника комплекса
НИИ космических систем — филиала ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
кандидат технических наук
МЕНЬШИКОВА Л.В.
Доцент Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики
кандидат физико-математических наук
Доклад посвящен возможностям подготовки специалистов в области космической деятельности с использованием дистанционной формы обучения. В докладе рассматриваются вопросы, связанные с созданием системы дистанционного обучения для подготовки специалистов: цель создания системы, планируемые к использованию технологии дистанционного обучения, структура и функциональные задачи системы и ее элементов, нынешнее состояние с ее созданием и ближайшие перспективы развития.
Современный этап развития мировой космонавтики характеризуется усилением интеграционных процессов в области освоения космического пространства. Увеличивается количество совместных космических программ, все больше стран вовлекается в сферу космической деятельности. При этом естественен рост потребностей в высококвалифицированных молодых специалистах и ученых. Однако, с другой стороны, мировая практика свидетельствует о достаточно сложной кадровой ситуации в космической отрасли, обусловленной отсутствием должного притока молодых специалистов и, как следствие, «старением» кадрового состава отрасли. Кроме того, обсуждение вопросов, связанных с управлением знаниями в космической деятельности на отдельной секции на 55-ом Международном космическом конгрессе в Ванкувере, показало, что существуют проблемы и в передаче знаний от одного поколения специалистов в области ракетно-космической техники другому. В этих условиях создание глобальной международной системы распространения знаний и образования в сфере космической деятельности становится крайне важной и актуальной задачей.
Одним из мощных инструментов, используемых в такой системе для подготовки и переподготовки специалистов в области космической деятельности, может и должно стать дистанционное обучение, которое в последнее время приобретает все большее распространение.
Необходимо отметить, что обучение на расстоянии издавна привлекало внимание как педагогов, так и обучаемых. При этом достаточно широко использовалось и используется, так называемое, заочное обучение, возможности радио и телевидения. Однако основным недостатком подобного обучения на расстоянии является ограниченность или отсутствие оперативной обратной связи между обучаемыми и преподавателями. И только бурное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий позволило в последние годы устранить этот недостаток. Именно эти технологии обеспечивают эффективную прямую и обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и в общении преподавателей с обучаемыми.
Дистанционное обучение призвано решать значительную часть проблем, которые в современных социально-экономических условиях приняли глобальный характер в силу того, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в крупных городах или учебных центрах, и получении быстро обновляемых современных специальных знаний, которыми обладает ограниченный круг специалистов.
С учетом вышесказанного и принимая во внимание перспективность подобной формы обучения и подготовки специалистов, НИИ космических систем – филиал ГКНПЦ им. М.В. Хруничева приступил к созданию системы дистанционного обучения и подготовки специалистов в области космической деятельности на основе современных информационных, мультимедийных и телекоммуникационных технологий.
Целью создания системы дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или работы возможности освоения образовательных программ, расширение возможностей получения образования по ракетно-космическим специальностям гражданами, проживающими вдали от крупных образовательных центров, повышение уровня знаний обучаемых (школьников, студентов колледжей, университетов), повышение квалификации работников за счет привлечения преподавателей из ведущих учебных заведений, высококвалифицированных специалистов и ученых, которые могут передавать свои знания на расстоянии посредством видеолекций, видеозанятий, видеосеминаров как в реальном масштабе времени, так и посредством использования магнитных и электронных носителей.
Система дистанционного обучения и подготовки специалистов в области космической деятельности, структура которой в общем виде представлена на рис. 1, является сложной территориально распределенной, многофункциональной системой, обрабатывающей, хранящей и обменивающейся между ее элементами разнородной учебной и научной информацией большого объема.
Рис. 1. Структура системы дистанционного обучения специалистов в области космической деятельности
В рамках создаваемый системы реализуется комплексный подход к дистанционному обучению, предусматривающий использование различных видов дистанционного обучения таких, как:
Реально предполагается применение комбинации этих видов дистанционного обучения в зависимости от этапности технического оснащения центров и оконечного терминального оборудования удаленных учебных комплексов и возможностей персональных телекоммуникационных средств обучаемых.
С учетом указанных видов дистанционного обучения технические средства системы выполняют следующие функции:
Для достижения указанной цели и реализации выше приведенных функций система дистанционного обучения включает в свой состав:
Главный технический центр (рис. 2), располагаемый в НИИ КС – филиале ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (г. Юбилейный Московской обл.), предназначен для:
Рис. 2. Технический центр дистанционного обучения
Аналогичные задачи должны решать региональные технические центры. При этом они должны опираться на местные учебно-образовательные структуры.
Групповые терминальные комплексы (рис. 3), размещаемые в учебных заведениях (школах, колледжах, ВУЗах), предназначены для:
Рис. 3. Групповой терминальный комплекс
Что касается телекоммуникационной подсистемы, то здесь предполагается использовать как наземные каналы связи, обеспечивающие возможность IP-коммуникаций и цифровой передачи данных (ISDN), так и средства фиксированной спутниковой связи, базирующиеся на технологии VSAT.
Создание системы дистанционного обучения специалистов в области космической деятельности является сложной технической, методической и организационной задачей, требующей соответствующих инвестиций. В связи с этим предусматривается многоэтапность ее создания с постепенным наращиванием технических возможностей системы в целом и входящих в ее состав элементов.
Возможности реализации такого подхода к созданию рассматриваемой системы предоставляются участием ГКНПЦ им. М.В. Хруничева в различных международных программах. В первую очередь, это относится к работам c Республикой Казахстан по созданию космической системы связи «KazSat» и космического ракетного комплекса «Байтерек», в рамках которых предполагается не только создание изделий ракетно-космической техники, но и подготовка специалистов Республики Казахстан по различным ракетно-космическим специальностям. В 2005 г. в НИИ космических систем – филиале ГКНПЦ им. М.В. Хруничева введена в эксплуатацию первая очередь главного технического центра дистанционного обучения, технические средства которого обеспечили проведение теоретической подготовки специалистов по наземному комплексу управления и системе мониторинга связи для космической системы «KazSat» с использованием дистанционной формы обучения, включающей в себя такие виды обучения как кейс-технологии и видеосеминары в режиме «точка – точка» (рис. 4).
Рис. 4. Организация дистанционного обучения специалистов Республики Казахстан по программе «KazSat»
В ближайшее время с целью повышения эффективности процесса обучения специалистов в области космической деятельности планируется наращивание возможностей технического центра для решения полного комплекса возложенных на него задач, в том числе в части обеспечения проведения многоточечных видеолекций, видеозанятий и видеосеминаров, разнообразия видео и электронных курсов обучения, создания банков данных и знаний.
Созданный в 2005 – 2006 гг. задел позволил не только эффективно организовать подготовку специалистов по программе «KazSat», но и отработать технологии и методики, которые предполагается в дальнейшем использовать в системе дистанционного обучения.
Кроме того, планируется тиражирование региональных технических центров и групповых терминальных комплексов дистанционного обучения как в России, так и в других странах при одновременной модернизации главного технического центра, направленной на расширение его функциональных возможностей.
Что касается организационной стороны, то необходимо отметить, что в настоящее время руководством нашего института проводится активная работа по созданию университета дистанционного обучения в области космической деятельности (рис. 5), основными задачами которого должны стать подготовка и переподготовка кадров, подготовка специалистов в учебных центрах, индивидуальное обучение в различных странах с привлечения педагогов и ученых из учебных заведений и организаций, участвующих в космической деятельности.
Рис. 5. Университет дистанционного обучения в области космической деятельности
В заключение следует отметить, что использование системы дистанционного обучения для подготовки специалистов в области космической деятельности позволит:
При этом очевидно, что эффективность системы дистанционного обучения специалистов в области космической деятельности будет определяться степенью распространения системы, возможностями привлечения педагогов из высших учебных заведений и компаний ракетно-космической отрасли, качеством и разнообразием и учебно-методических материалов. Исходя из этого, НИИ космических систем предлагает взаимовыгодное сотрудничество по таким направлениям, как: