Секция «Школа — Довузовская подготовка — вуз: инновационные подходы»

24 ноября состоялось обсуждение актуальных тенденций по выстраиванию оптимального взаимодействия между школами, структурными подразделениями, осуществляющими довузовскую подготовку, и факультетами вузов, принимающих абитуриентов на программы высшего образования. Секция была организована в рамках I Всероссийской конференции «Образовательная инициатива: школа будущего» (https://schooloffuture.education).

Со вступительным словом к участникам секции обратился проректор по языковой и довузовской подготовке В.Б.Кириллов, который подчеркнул важность преемственности уровней образования, поиска новых, мудрых решений во взаимосвязи средней, высшей школы и всех форм довузовского образования, адаптированных к социально-экономическим и политическим реалиям. Однородность, гомогенность, синхронизация деятельности школы и вуза позволят сформировать гармоничную, целостную систему подготовки специалистов различных профилей.

Опытом комплексного взаимодействия с общеобразовательными организациями поделился советник Ректората РТУ МИРЭА И.Е.Рогов. На площадке детского Технопарка МИРЭА, созданного при поддержке Правительства Москвы, учащиеся приобщаются проектной деятельности, позволяющей освоить азы будущей профессии в разных технологических кластерах, что позволяет выстроить единую систему подготовки учащихся к различного рода интеллектуальным соревнованиям, познакомить абитуриентов с содержательными характеристиками профессий, которые можно получить в МИРЭА.

Заместитель декана факультета довузовской подготовки И.С.Путинцев в своем выступлении рассказал об особенностях системы довузовского образования, выстроенного в МГИМО в тесном взаимодействии с пулом партнерских школ. В условиях повышенной конкуренции больший упор делается на системную работу со школами, организацию мероприятий в рамках предпрофессионального образования. Внедрение дистанционных технологий и компонентов в довузовские программы позволяют расширить контингент учащихся, стремящихся получить качественное образование. Гибкое сочетание традиционных комплексных программ с наличием вариативности его компонентов становится актуальным решением с учетом текущего запроса со стороны как школьников, так и вуза.

Школьный взгляд представила директор ГБОУ №1231 им. В.Д.Поленова — партнерской школы МГИМО — В.В.Тиунова, которая подчеркнула беспрецедентность условий, в которых находится современный московский школьник, которые позволяют ему получить фундаментальное образование в школе в рамках стандартов образования и учебных планов, а также дополнительно расширить свои компетенции на вузовских программах, в том числе в рамках ранней профориентации.

Об особенностях ранней профессиональной навигации с целью дальнейшего продолжения обучения в технических вузах рассказал заведующий кафедрой Специализированного учебно-научного центра МГТУ им. Н.Э.Баумана, директор ГБОУ Бауманская инженерная школа №1580 С.С.Граськин. Передовые технологические подходы, реализуемые в школе и в СУНЦ по профильным предметам и в рамках учебно-проектной деятельности, позволяют учащимся осознанно подходить к выбору будущей специализации.

Опытом успешного выстраивания системного подхода к языковой подготовке поделилась заведующий кафедрой китайского, вьетнамского, тайского и лаосского языков О.А.Масловец. Учитывая тот факт, что Единый государственный экзамен по китайскому языку послужил триггером для выстраивания системы изучения китайского языка в России, программы довузовской подготовки, с одной стороны, позволяют заложить базу для дальнейшей подготовки специалистов, работающих на высоком уровне, с другой стороны, важным фактором, позволяющим организовать профилизацию обучения.

Пятилетный опыт обучения педагогов естественно-научного образования тематике Экологического кластера ЦУР, а также школьных лидеров ЦУР в рамках сотрудничества МГИМО с Федеральным центром дополнительного образования школьников представила заведующий лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования Н.Е.Рязанова.

Отдельный блок секции был посвящен особенностям организации профориентационной и проектно-исследовательской деятельности на примере подразделений Одинцовского кампуса МГИМО. Директор Колледжа МГИМО М.В.Воробьёва представила комплексный подход к выстраиванию взаимодействия со школами. Заслуженный учитель РФ М.О.Горчилина, педагог базовой школы РАН «Одинцовский Десятый лицей», рассказала о сетевой модели организационно-методического сопровождения научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, сложившейся между Школой и МИЭП МГИМО.

Научный руководитель магистерской программы «Методика подготовки переводчиков для международных организаций» И.А.Мазаева и преподаватель английского языка Одинцовского филиала Е.Н.Шестакова представили исследование, касающееся мотивационно-ценностным установкам изучения иностранного языка, которые играют определяющую роль при выборе учащимися довузовского этапа обучения профессий международного профиля.