Законотворческий процесс: написание и принятие законопроекта | Парламентская модель 2023/24
18 декабря в стенах МГИМО в рамках образовательного модуля Парламентской модели состоялась лекция Председателя комитета Государственный Думы В.Н.Плигина. Организатором мероприятия выступил Юридический клуб МГИМО при поддержке Эндаумента МГИМО. Проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
В рамках лекции Владимир Николаевич осветил вопросы организации жизни общества, включая семейные отношения, деление собственности и функции государства в обеспечении безопасности и установлении социальных стандартов.
Спикер привел цитаты Ивана Александровича Ильина о правовой власти государства, а также Маргарет Тэтчер в контексте важности понимания роли государства. Рассказав слушателям об исторических формах права, спикер подчеркнул, что право существует практически вместе с государством, являясь единственной формой, через которую государство может требовать от граждан соблюдения законов.
Основное внимание было уделено процессу законотворчества, включая раннее закрепление норм через религию и судебное законодательство, где право определяется как то, что говорят судьи. Владимир Николаевич подчеркнул, что каждый законопроект проходит через 8 стадий. Это необходимо для всестороннего рассмотрения инициативы и ее надлежащего оформления с учетом позиций различных государственных органов. Кроме того, была высказана мысль, что законодательство должно быть понятным и прозрачным для общества, чтобы обеспечить его правильное восприятие и исполнение. Обсуждались также вопросы легитимности законодательной инициативы и процесс ее разработки, включая стадии предложения, оценки, обсуждения и принятия.
В ходе лекции был поднят вопрос влияния информационных технологий на регулирование законодательства. В.Н.Плигин отметил, что каждое предложение по законодательству имеет последствия, которые необходимо учитывать.
По окончании мероприятия состоялась интерактивная сессия, в ходе которой слушатели имели возможность задать интересующие их вопросы.