Выступление профессора Е.М. Малитикова, Председателя Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, Президента Международной ассоциации «Знание» на Круглом столе: «Отношения России и Запада в преддверии встречи «Большой восьмерки» (по докладу Ю.М. Лужкова), организованном Аналитическим Советом Фонда «Единство во имя России», Москва, гостиница «Савой», 13 июля 2006 года
Здесь на Круглом столе доминируют, за малым исключением, миропонимание, подходы и философия прошедших аналоговых времён. Устаревшие представления и выводы о формах влияния на новую цифровую ментальность современной цивилизации и локальная консервативная форма мышления уже не подходят для перспективных оценок развития.
Цифровой век, цифровые люди, цифровое бездушие и рационализм уже сейчас являются инструментом нового поколения молодых, преуспевающих в освоении информационного общества людей. Они живут без границ, ежедневно пересекая их через Интернет — прозрачный мир.
Глобализация, как радиация незримо и незаметно делает своё дело. Она примет нас либо наездниками, оседлавшими её, либо заложниками, и не остановится перед протестами бедных или богатых людей или стран. Ни политическая воля сверхдержав, ни совокупное могущество мировой банковской системы не может её затормозить.
Она объективна, логична и неотвратима.
Нужна попутная, а не заградительная политика.
Если вспомнить, что сделали американцы, когда СССР запустил первый в мире спутник. Они не стали добавлять ассигнования в НАСА, а многократно увеличили их в образование, сделав упор на образование взрослых.
Сегодня, когда знания на Земле обновляются до 20% в год, в мире нет ни одного университета, способного дать человеку достаточно знаний и образования, которое обеспечит лидерство и успех, понимание деталей и парадоксов развития мира в целом и по частям на отраслевом уровне.
Знания по планете ровным слоем, как масло по хлебу, не размазаны. Нужен высокопроизводительный экспорт-импорт знаний через целевой всемирный образовательный телепорт-дистрибьютор.
Важно добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств признания и поддержки наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства – Образование взрослых.
Нам всем нужна новая система образования и не только бюджетно-конституционного, обеспечивающего среднее образование для всех. А образование для нас — взрослых людей, которые принимают судьбоносные решения для страны, организуют жизнь общества, выбирают лидеров и осуществляют политику, в т.ч., межгосударственную.
В России и СНГ необходимое образование для взрослых отсутствует вообще и зиждется на очковтирательстве в виде прохладительных курсов повышения квалификации, либо на том, как мы сами целеустремлённо и энергично в своём карьерном форсаже шевелим «плавничками».
В мире признано, что образование взрослых – это важнейший инструмент общественного развития в основе Устойчивого развития человечества. Оно входит в Задачи Тысячелетия в области развития, Программу ООН на XXI век и является наднациональной абсолютно самостоятельной отраслью мироустройства и миропонимания.
Сегодня, не будучи прописанной в конституциях государств и уставах министерств образования, эта отрасль – экономический «подснежник» в государственной экономике. Тем не менее, она оборачивает в два с половиной раза больше денежных средств, чем совокупный бюджет государств на образование.
Она — самодостаточна, т.к. является востребованной сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удовлетворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи.
Когда количество безграмотных неконкурентоспособных людей на Земле превысит критическую массу, они – рабочий инструмент фанатичного терроризма, наркобизнеса и криминальных кланов, имея менталитет «живых бомб», могут похоронить не только спокойствие, но и само Устойчивое развитие Человечества.
К сожалению, советская, некогда успешная система образования, давшая миру многих нобелевских лауреатов, безнадёжно отстала и находится в нижнем секторе международной шкалы. Это касается и других стран, в том числе и таких, как Германия.
Проблема в том, что устарела и не обеспечивает потребности современного мира по производительности и новизне контентов классно-урочная форма образования. Она пока действует по инерции, равно как мы ездим и летаем на бензине и керосине, пока есть в недрах нефть и она кормит сложившуюся инфраструктуру. А ведь человечество уже давно могло бы ездить на воде и других дешёвых и экологически чистых видах топлива.
Сегодня на Земле живёт 1 млрд. не умеющих читать и писать людей. Этот цифровой разрыв растет, ежедневно превращаясь в цифровую пропасть! Этот миллиард — беднейший на Земле, так как неконкурентоспособен на мировом рынке труда.
По этой причине Бедность и Нищета шагают по Планете, создавая Красное сальдо Устойчивого развития. Однако, беднейший миллиард – это не глупейшие, с точки зрения генетики люди.
Миру нужно производительное образование, мобильное для любой точки планеты, в горах и глубоких деревнях, джунглях и Заполярье.
Аудитория современного профессора в 40 человек не закроет цифровой разрыв при 25 % дефиците учителей. Их нехватка сегодня — 15 млн. человек. Нужно увеличить производительность Просветителей и Учителей в десятки порядков.
Для этого нужно уходить из классов и дорогостоящих Дворцов очных знаний.
Обучение теряет свои позиции, переходя к форме Изучение.
Нужно ментально изменить свое отношение к образованию, не боясь борьбы с могущественной бюрократией, которая старается «дожить до пенсии», до обрыва, до коллапса, как это случилось с развалом СССР.
Существующая катастрофическая ситуация в образовании обороняется круговой порукой бюрократической машины, как мафией.
Если мы не изменим систему образования, то у нас нет будущего.
Сегодня миру нужен дистанционный дистрибьютор лучших контентов и знаний передовых университетов и профессоров мира, осуществляющий свою работу на основе новейших космических телекоммуникаций.
Если мы, опираясь на могущество сидящих здесь людей, поскольку именно Ваше могущество и составляет могущество нашего государства, включим в число приоритетов Образование, а не декларацию об образовании, то уже ближайшее поколение и даже генерация молодых политиков снимет с повестки дня проблему «Мы и Запад».
Спасибо за внимание.