Вестник Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества независимых государств № 3 (46), 2006 г. Доклад на Десятом Петербургском международном экономическом форуме

ДЕСЯТЫЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ

Е. М. МАЛИТИКОВ,
Председатель Межгосударственного комитета
СНГ по распространению знаний и
образованию взрослых

Уважаемые коллеги!

Великий ученый В. И. Вернадский полагал, что человечество представляет собой совершенно уникальную разновидность земных ресурсов, обладающую очень специфической природой пополнения энергии через знания. Формирование возможностей управления и руководства на региональном или глобальном уровне в значительной мере зависит от гибкости и уровня современного образования и технологий распространения знаний в любой стране мира. Я являюсь сторонником положительного восприятия глобальных достижений цифрового века, и лучшим стимулом в этом являются образование и доступ к современным знаниям.

В то же время классно-урочная форма обучения исчерпала свои ресурсы и не соответствует скорости обновления знаний на Земле, как когда-то была исчерпана старая платоновская система индивидуального обучения во время прогулок по саду. Выявленные приоритетные области применения усилий управления обществом без революционных инноваций недостаточны. В основе любого развития лежат противоречия, устраняемые новыми формулами, технологиями и правилами. Для формирования возможностей управления необходимо общемировое, непрерывное, общедоступное образование людей в течение всей сознательной жизни, т. е. с детства до глубокой старости.

Для эффективного управления, обеспечивающего доверие к правительству, нужны диверсифицированные, новейшие, а не вчерашние, знания и навыки, ведь они ежегодно обновляются почти на 20%. Существующая классно-урочная форма образования — устаревший, ограниченный по производительности, безнадежно отстающий и неэффективный инструмент планирования развития общества будущего.

Сегодня в мире не хватает 15 млн. учителей, что составляет 25% от их общего числа, при этом уровень подготовки остальных 45 млн. учителей безнадежно отстает от современных требований. Учителя и их личные знания являются продуктом аналогового прошлого при классно-урочной форме образования, они сами являются ее беспер-спективными заложниками. Откуда же взять образованных в соответствии с нынешними потребностями общества чиновников, управленцев, членов правительства и как им доверять?

На мировом и региональном уровнях цифровой разрыв станет цифровой пропастью, если учитель, обладающий самыми современными знаниями, не получит глобальной аудитории и не будет обладать глобальной производительностью согласно потребностям общества по свободному доступу к знаниям. Нужно использовать уже имеющиеся в распоряжении человечества современные технологии распространения знаний. Их производительность на много порядков выше классно-урочной передачи знаний от человека к человеку. Со временем непосредственный контакт между учителем и учени-ком под названием «обучение» станет непозволительной роскошью. При наличии всеобщего доступа к знаниям изучение — вот новая формула, которая придет на смену формуле обучения.

Современному обществу, как на мировом, так и на региональном уровнях, нужен современный космический дистрибьютор, телепорт, реальный всемирный университет, который облегчит работу чиновников, управленцев и правительств. Правительства в будущем, на всех уровнях, станут электронными, и их четкой, эффективной работе мы с вами будем доверять. А пока на Земле в бедности и нищете, вдали от городов и университетских центров живет целый миллиард безграмотных, не умеющих читать и писать людей. Показатели уровня их жизни весьма красноречивы. Более трех миллиардов людей живет менее чем на два доллара в день, из них два миллиарда — меньше чем на один доллар.

Техническая, юридическая и фактическая работа по созданию Всемирного университета уже начата силами НИИ космических систем Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева, Российской академии космонавтики и Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых совместно с международной ассоциацией «Знание». Однако разнородные представления, порой негибкая национальная политика, несовершенные международные механизмы снижают эффективность данной деятельности. Молодое поколение развитых государств мира, будущие управленцы и члены правительств, уже давно через виртуальное пространство преодолевают границы цивилизованных государств. ООН, в частности ее Экономический и социальный совет, ЮНЕСКО и другие международные институты должны быть открыты инновациям и новаторам, минуя длинный бюрократический пробег. Это позволит догнать ускоряю-щийся поток знаний, гармонизирует потребности устойчивого развития с формированием возможностей руководства и обеспечит доверие правительствам.

Уважаемые дамы и господа!

Инновационные перемены нужны и в нас самих. Перед лицом деструктивной роли нарастающей безработицы, бедности, нищеты и, как следствие, плохо управляемой миграции следует менять инструменты развития и управления, чтобы не получить еще более запущенные проблемы и кризисы.

Я утверждаю: необходимо массовое образование людей, особенно взрослых, которые принимают решения, причем только первоначально основанное на обучении, а затем предоставляющее возможности изучения по интересам и способностям. Это и есть тот инструмент, который позволит будущим управленцам и правительствам справиться с нищетой, создать новые рабочие места, минимизировать хаотическую миграцию, по возможности побороть коррупцию и тем самым успокоить общество и обеспечить доверие правительству. Причем данные процессы будут идти прогнозируемо, надежно и фундаментально, наслаивая положительные результаты, как геологический процесс.

Благодарю за внимание.

Скачать PDF