УЧИМСЯ ЖИТЬ В XXI ВЕКЕ

(из выступления на конференции)

Е.М. Малитиков,

проф., президент Международной ассоциации «Знание»,
председатель Межгосударственного Комитета СНГ
по распространению знаний и образованию взрослых (Москва)


Процесс ментальный: изменений — самый сложный и продолжи­тельный в человеческой жизни, т.к. затрагивает генетический, поли­тический и социальный статус нашего бытия. Подходы к образова­нию необходимо радикально изменять на основе новейших техноло­гий. В мире 1 млрд. населения абсолютно безграмотны, а 4,5 млрд. не обладают достаточными современными знаниями, т.к. не владеют цифровыми технологиями. Аналоговые (классно-урочные) способы получения образования — вчерашний день и являются, по сути дела, неосознанным невежеством. Старая система образования строилась на непосредственном контакте между учеником и учителем. Однако преподавательская опека выводит на обочину собственные естествен­ные качества человека нуждающегося в самостоятельном поиске ис­тины. Необходима высокомотивированная самостоятельность людей в изучении новых профессий и принципов жизни, чтобы успешно и быстро реагировать на изменения окружающей обстановки. Знания можно взять по своему усмотрению и таланту. «Я беру, я выбираю, а не мне дают!». Возникает «естественный отбор» программ и препода­вателей на основе конкретного запроса. Реализовать новый образ об­разования способны технологии, основанные на дистанционных кос­мических интерактивных коммуникациях. Именно они позволят соз­дать единое образовательное пространство в глобальном масштабе и охватить в целостности быстро меняющееся знание о мире.

Сегодня, совместно с НИИ Космических Систем и Российской Академией Космонавтики Международная Ассоциация «Знание» вы­двинула, зарегистрировала и реализует совместно с английской ком­панией «SatEduNet» проект Всемирного Университета дистанционно­го обучения. Его техническая база обеспечивает глобальное покрытие территорий для экспорта-импорта знаний между ведущими универси­тетами мира. Обновление знаний происходит со скоростью много­кратно превосходящей традиционные аналоговые образовательные технологии. Дело в том, что ежегодно устаревает до 17 % используе­мых сегодня знаний. В тоже время промышленность, как известно, представляет не более 16% потенциала современной цивилизации. Основную же часть составляет человеческий ресурс. Поэтому, люди с необходимостью вышуждены взаимодействовать в мировом простран­стве по принципу сообщающихся сосудов, что неизбежно ведет к ли­квидации границ и способствует процессу глобализации знания.

Знания — это энергетическая среда цивилизации, которая «разли­та» среди множества университетов, образовательных и научных цен­тров. Нужен общий центр дистрибуции знаний — Всемирный универ­ситет, но не по названию, а по сути. Он должен стать аккумулятором глобального научного потенциала. Через него станет возможным оп­тимизировать потенциал гениев популяризации знаний без потерь для глобальной аудитории слушателей. Всемирный университет как вир­туальное понятие, должно обозначать мировой центр, «который при­сутствует везде». Через него всем становится доступны самые лучшие программы и самые талантливые преподаватели мира.

Приоритеты обучения сменяются приоритетами изучения, при безусловно важной роли преподавателей, но очень высокой квалифи­кации и обладающих самыми современными знаниями. В таких учи­телях нуждается глобальная аудитория и нужно позаботиться о тех­ническом увеличении их производительности. Современные универ­ситеты и учебные центры должны обладать собственными космиче­скими телепортами для обмена взаимно акцептируемыми лучшими контентами. Нужен экспорт-импорт знаний через единый дистрибью­торский телепорт, что позволит удовлетворить потребность миллио­нов людей в получении знаний «из первых рук» и лучшего качества. И здесь уместно привести слова Президента Гарвардского универси­тета Дерека Вока: «Если вы считаете, что образование слишком доро­го, попробуйте, почем невежество».

Традиционная система образования базируется на формуле «Об­разование — на всю жизнь», что было достаточно, когда знания об­новлялись раз в 30 лет. Время потребовало другой формулы: «Обра­зование — через всю жизнь». Это должно стать приоритетом политики государств, составной частью законов и конституций, а затем — мен­тальной установкой человеческой цивилизации.