УЧИМСЯ ЖИТЬ В XXI ВЕКЕ
(из выступления на конференции)
Е.М. Малитиков,
проф., президент Международной ассоциации «Знание»,
председатель Межгосударственного Комитета СНГ
по распространению знаний и образованию взрослых (Москва)
Процесс ментальный: изменений — самый сложный и продолжительный в человеческой жизни, т.к. затрагивает генетический, политический и социальный статус нашего бытия. Подходы к образованию необходимо радикально изменять на основе новейших технологий. В мире 1 млрд. населения абсолютно безграмотны, а 4,5 млрд. не обладают достаточными современными знаниями, т.к. не владеют цифровыми технологиями. Аналоговые (классно-урочные) способы получения образования — вчерашний день и являются, по сути дела, неосознанным невежеством. Старая система образования строилась на непосредственном контакте между учеником и учителем. Однако преподавательская опека выводит на обочину собственные естественные качества человека нуждающегося в самостоятельном поиске истины. Необходима высокомотивированная самостоятельность людей в изучении новых профессий и принципов жизни, чтобы успешно и быстро реагировать на изменения окружающей обстановки. Знания можно взять по своему усмотрению и таланту. «Я беру, я выбираю, а не мне дают!». Возникает «естественный отбор» программ и преподавателей на основе конкретного запроса. Реализовать новый образ образования способны технологии, основанные на дистанционных космических интерактивных коммуникациях. Именно они позволят создать единое образовательное пространство в глобальном масштабе и охватить в целостности быстро меняющееся знание о мире.
Сегодня, совместно с НИИ Космических Систем и Российской Академией Космонавтики Международная Ассоциация «Знание» выдвинула, зарегистрировала и реализует совместно с английской компанией «SatEduNet» проект Всемирного Университета дистанционного обучения. Его техническая база обеспечивает глобальное покрытие территорий для экспорта-импорта знаний между ведущими университетами мира. Обновление знаний происходит со скоростью многократно превосходящей традиционные аналоговые образовательные технологии. Дело в том, что ежегодно устаревает до 17 % используемых сегодня знаний. В тоже время промышленность, как известно, представляет не более 16% потенциала современной цивилизации. Основную же часть составляет человеческий ресурс. Поэтому, люди с необходимостью вышуждены взаимодействовать в мировом пространстве по принципу сообщающихся сосудов, что неизбежно ведет к ликвидации границ и способствует процессу глобализации знания.
Знания — это энергетическая среда цивилизации, которая «разлита» среди множества университетов, образовательных и научных центров. Нужен общий центр дистрибуции знаний — Всемирный университет, но не по названию, а по сути. Он должен стать аккумулятором глобального научного потенциала. Через него станет возможным оптимизировать потенциал гениев популяризации знаний без потерь для глобальной аудитории слушателей. Всемирный университет как виртуальное понятие, должно обозначать мировой центр, «который присутствует везде». Через него всем становится доступны самые лучшие программы и самые талантливые преподаватели мира.
Приоритеты обучения сменяются приоритетами изучения, при безусловно важной роли преподавателей, но очень высокой квалификации и обладающих самыми современными знаниями. В таких учителях нуждается глобальная аудитория и нужно позаботиться о техническом увеличении их производительности. Современные университеты и учебные центры должны обладать собственными космическими телепортами для обмена взаимно акцептируемыми лучшими контентами. Нужен экспорт-импорт знаний через единый дистрибьюторский телепорт, что позволит удовлетворить потребность миллионов людей в получении знаний «из первых рук» и лучшего качества. И здесь уместно привести слова Президента Гарвардского университета Дерека Вока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».
Традиционная система образования базируется на формуле «Образование — на всю жизнь», что было достаточно, когда знания обновлялись раз в 30 лет. Время потребовало другой формулы: «Образование — через всю жизнь». Это должно стать приоритетом политики государств, составной частью законов и конституций, а затем — ментальной установкой человеческой цивилизации.