Е.М. Малитиков
Председатель Межгосударственного комитета по распространению знаний и образованию взрослых СНГ, доктор философских наук.
Образование
и проблемы устойчивого развития страны
Развитая инфраструктура и экономическая стабильность являются эффективными инструментами непроизводственной сферы, без которых невозможно устойчивое развитие любой страны. Я хочу рассмотреть еще один инструмент непроизводственной сферы, без которой, по мнению ООН, невозможно устойчивое развитие человечества на планете. Имеется в виду принципиально новая, нетрадиционная концепция планетарного образования — «образование никогда не кончается». Это концепция образования взрослых людей, за плечами которых стоит большой профессиональный опыт, хорошее образование и стремление понять мир, способности и желание самореализации. Взрослые люди — посредники — между прошлым, настоящим и будущим. Уходя из жизни, они уносят с собой целую библиотеку приобретённых знании, накопленных умений, жизненной мудрости. Они порой не могут найти себя в быстро меняющемся мире, не находят и общего языка с молодым поколением. Конфликт «отцов» и «детей» в условиях постиндустриального общества и процессов глобализации приобретает цивилизационное значение. Одна из главных причин этого конфликта — разные стартовые условия получения и пополнения образования.
880 миллионов абсолютно безграмотных людей и 4,5 миллиарда безнадежно отстающих от современных знаний — путь к планетарной трагедии. Грамотность и компетентность должны интегрироваться во все усилия государств, чтобы противостоять назревающим и давно не решаемым проблемам. Из опыта перестройки обществ, опустошаемых в результате конфликтов, в ООН поняли, что мир требует гораздо большего, чем просто отсутствия войны. Корни конфликтов — в неадекватном понимании происходящего и возможностях управления ситуацией. Семена войны зреют от неравномерного и неравного развития. Предотвращение ненависти — в образовании и знании.
Первое слагаемое политической стабильности — информированный гражданин. Первое слагаемое экономического прогресса — квалифицированный работник. Первое слагаемое политической справедливости — просвещенное общество.
Образование — это строительство мира. Оно и наиболее эффективная форма защиты. Инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем любое другое.
Глобальная семья образованных и обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок.
Сегодня миром правит неосознанное невежество людей, их некомпетентность, поэтому традиционная формула жизни общества «Образование — на всю жизнь’ нуждается в замене на формулу «Образование — через всю жизнь». Перед лицом только начавшегося третьего тысячелетия мы все вместе должны революционно изменить традиционный укоренившийся среди догм уходящего столетия взгляд на наше с вами образование.
Методами обучения истекшего XX века нам просто не обрести будущего.
Всё остальное составляют человеческие ресурсы.
Образование взрослых сегодня не является составной частью базового образования, оно должно стать основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения, совмещаемого с наукой, производством и сферой обслуживания в течение всей жизни. И чередуя в течение всей жизни образование и труд, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям и стране, вернем соскальзывающую в пропасть планету к устойчивому варианту развития.
Поскольку судьбоносные решения развития общества являются исключительной прерогативой взрослого населения страны и даже планеты, образование взрослых становится отдельной самостоятельной суперотраслью в жизни человеческого общества. Этой самой перспективной отрасли на планете под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира. Главная задача — это формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни. Необходимо конституционно поддержать равенство всех видов образования перед законом и право на получение образования в любом возрасте. Двухнедельные курсы повышения квалификации — это не образование взрослых, а бюрократическое, невежественное очковтирательство.
ООН в своей декларации рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики. И крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых», подписанное главами правительств СНГ в январе 1997 года.
Для реализации этого Соглашения был образован Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, основными задачами которого являются:
— создание национальных структур по образованию взрослых,
— координация подготовки законов в области образования взрослых в странах СНГ и конституционных изменений в ней,
— трансформация просветительской и образовательной деятельности,
— создание банков данных для дистанционной формы образования взрослых, интеграции делового информационного пространства,
обеспечивающего устойчивое развитие планеты.
В некоторых странах, например, на Кипре, уже решен вопрос о разграничении полномочий и ответственности между системами базового образования и образования взрослых, а также кооперации между ними. Там открыты двери школ, техникумов, вузов, университетов в качестве учебной базы для образования взрослого населения.
Поэтому задача нашего Комитета сегодня изменить конституции и законы стран — участниц СНГ, чтобы иметь возможность устойчиво кредитовать непрерывное образование взрослого населения.
Решив эти вопросы, мы изменим и саму парадигму, которую предрекали футурологи в древности о возможности наступления конца света… Пока человек стремится к образованию, есть развитие, а значит, нет и не может быть конца света.
Планета стала слабее раздирающих ее противоречий, мир тверже говорит о неустойчивом развитии жизни на земле.
Молодое поколение делает свое будущее не на плечах, а на животе своего создателя и уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, которое само имело возможность потреблять.
Неустойчивое развитие человечества — это заболевание цивилизации, инкубационный период, которого пока не известен. ООН приняла повестку дня на XXI век и рекомендовала искать новые пути для реализации основных принципов устойчивого развития. Среди этих принципов особое место занимает непрерывное образование взрослых в течение всей жизни. Сегодня, когда знания на планете обновляются на 15 % в год, то есть каждые шесть лет, традиционное базовое образование не успевает за изменениями мира. Многие люди, приобретя высокое общественное положение, становятся тут же интеллектуальными банкротами, только в высоком ранге, что весьма страшно.
Возникла новая социальная проблема — недоиспользование каждым следующим поколением своего ресурса, опыта, энергий. Формируются установки на необходимость освобождения места и, как следствие — невостребованность, естественное увядание целых поколений. И до тех пор, пока система и технологии образования будут отставать от скорости обновления знаний, коэффициент полезного действия каждого нового поколения будет все время уменьшаться.
Поэтому образование взрослых наряду с экономикой и государственным строительством является сегодня важнейшим фактором и одним из основных аргументов и инструментов общественного развития. На исторической сцене в будущем окажутся только те страны и те народы, которые будут способны обеспечить более высокий уровень организованности и мастерства во всех его проявлениях и смогут экономическое соревнование государств перевести в сферу науки, новых технологий и образования. Перемены на геополитической карте уже начались.
Например, первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАТО, а многократное увеличении ассигнований в образование и принятии еще в 1958 г. закона об образовании в интересах национальной обороны. В основу положен принцип приоритетности образования взрослых, его исключительной роли в обеспечении лидирующего положения США в мире. От Эйзенхауэра до Клинтона образование взрослых занимало одно из первых мест в их политике национальной безопасности. За десять лет расходы на образование в США, в пользу непрерывного, увеличились в 2,5 раза и составляют сейчас более 500 миллиардов долларов, что в два раза превышает расходы на оборону. Это при сегодняшней стоимости военной машины. А доля взрослых лиц уже образованных и продолжающих образовываться за последние 20 лет увеличилась почти в три раза, с 7% до 22%.
Мир вычислил и понял, что необходимо вкладывать в образование взрослых около о % валового национального продукта, рассматривая расходы на образование взрослых, как капиталовложение в производство на каждом предприятии. Без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без нее не может быть конкурентоспособной экономики.
Стандартные методы оценки экономического развития государства ничего не говорят о состоянии нации. И выводы мирового банка таковы, что в национальном богатстве любой страны, независимо от того, супердержава это или маленький остров, производственная компонента составляет чуть более 16%.