Видео-обзор клинического случая пациента двадцати одного года.
Предоставил врач-психиатр Клевцов Д.А.
_____________________
Психиатрия. Факты и мифы психотропной терапии. Эссе Клевцова Д.А.
Большинство врачей как не читали клинические рекомендации (КР) Минздрава РФ и прочих весомых организаций, которые ранее были необязательными для применения, так и не читают сейчас, когда врачей обязали следовать наставлениям.
Или, не хотят читать, полагаясь на свое мнение, и мнение медицинских представителей фармацевтических фирм.
Почему я делаю такой вывод?
Вывод происходит из анализа многочисленных отзывов врачей разных специальностей, которые в своей практике применяют психотропные средства.
Дело в том, что такие препараты как Эглонил, Тералиджен, Атаракс и проч., отсутствуют в клинических рекомендациях, несмотря на соответствующие показания к применению в инструкции.
(К слову. Есть ряд препаратов, которые попали в КР, при отсутствии показаний для их применения в инструкции.)
(И еще, к слову. Значительная часть клинических рекомендаций вообще отсутствует в свободном доступе; а те, что имеются, регулярно подвергаются пересмотру.)
2) Лечением психиатрических заболеваний, на сегодняшний день, занимаются помимо психиатров и врачей-психотерапевтов, — терапевты, неврологи, педиатры и ряд врачей других специальностей.
Этот вывод у меня также сформировался под воздействием отзывов на психотропные средства, а также изучением многих амбулаторных карт врачей разных специальностей крупной московской поликлиники (принимает до 5000 пациентов в день).
Предположу, что эта практика связана с медицинским мифом. Мол, депрессии и прочие психические болезни, включая соматоформные, или как сейчас принято говорить, психосоматические, «лечить очень просто». Достаточно назначить седативный препарат, или транквилизатор, или антидепрессант. И порекомендовать книжку. Из серии «сам себе психотерапевт».
Ранее, в советские годы, у подавляющего большинства врачей жалобы пациента на тревогу, панику, сниженное настроение или необъяснимые ощущения в теле, вызывали насмешку и даже жесткое осуждение. (Следствие мифа, что эти жалобы и болезнью-то не назовешь! Так, лень человека, или скука, или симуляция — не хочет он строить коммунизм, притворяется инвалидом; значит, дезертир и сволочь!)
Сейчас мода поменялась. Врачи, вдруг, открыли для себя «волшебный мир психосоматики», который понимают к сожалению слишком буквально. Типа, глаза болят — видеть кого-то не хочет, руки болят — делать что-то не хочет и т.д. Ну и ушли надличностные цели, а гедонизм занял важное место в жизни человека. Отсюда и смена мировоззрения и этики врача.
К чему приводит подобная практика? Опять же к игнорированию клинических рекомендаций. В которые и психиатры-то редко заглядывают. А будет ли этим интересоваться терапевт или невролог — у него есть СВОИ заболевания, которые он изучает досконально. А психиатрия, это так, между прочим. Ну не отправлять же пациента к психиатру, в самом деле! Что я сам не справлюсь?! Не смогу что ли назначить что-нибудь «успокаивающего»?!
Ну и к тому же в ход идут «успокаивающие» советы: «Ничего страшного, ребенок перерастет болезнь!», «Замуж Вам надо, деточка, и все сразу как рукой снимет!», «Родить Вам надо, и все пройдет! Ах уже есть двое?! Ну тогда нужен третий — для полного счастья.», «Съездите в отпуск, отвлекитесь!», «Потерпите до климакса — тогда все успокоится, болезнь Ваша исчезнет.» (Ну вы понимаете логику — «могила все исправит»). Гм.
3) К вопросу одержимости некоторыми врачами идеей психосоматики…
Дело в том, что найти код «психосоматических заболеваний» используя актуальную пока сегодня Международную Классификацию Болезней 10-го (да хоть какого!) пересмотра, достаточно сложно. А без этого невозможно обозначить диагноз для пациента. А без диагноза невозможно обосновать свое назначение.
Факт состоит в том, что все диагнозы, которые так или иначе можно притянуть к такому сложному и неоднозначному понятию как психосоматика, находятся в психиатрическом реестре. А психиатрический диагноз, это диагноз исключения. Т.е. это такое диагностическое заключение, который выносит врач-психиатр после ПОЛНОГО исключения ВСЕХ возможных причин для жалоб на соматические (телесные) симптомы.
Т.е. задача врача непсихиатрических специальностей проста: исключить «свою» патологию и направить пациента далее по диагностической лестнице. Конец которой приводит к психиатру.
Но, этим часто пренебрегают. Молодой возраст, умеренные или малообъяснимые отклонения в соматическом статусе или в результатах обследования направляют мысль доктора в сторону «психосоматики». Ну да, у него же и лицо грустное, и семейные проблемы — все сходится. Психосоматика! И дальше в ход идут «успокаивающие» фразы (см. выше) и «успокаивающие» средства (которых нет в КР). Однако потом, мне, как врачу-психиатру, приходится направлять пациентов на дообследование, поскольку соматические проблемы все же выявляются. …