Антитеза Демосфена

Риторический стрим
В ходе работы с риторической группой проведены упражнения на развитие риторических компетенций.

Дисциплина «Юридическая риторика» в социальных сетях:
ВКонтакте https://vk.com/yuridicheskayaritorika
Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/yuridicheskayaritorika/

План
1 Вводная часть
Приветствие
Вступление
Описание курса: цель, расписание, условия, требования, новшества
2. Основная часть
Антитеза в искусстве
Антитеза в речи
Технология создания антитеза

3. Освоение практических навыков

Краткое описание каждой части плана
a. Приветствие
b. Вступление.
Цифровые технологии коммуникации дают возможность общения с учениками «face to face» и получения образования дистанционно. Обучение в диалоге эффективнее самостоятельного.
c. Описание курса: цель, расписание, условия, требования, новшество.
Курс рассчитан на четыре занятия, между которыми слушатели получают задания.
Требования к заданиям должны обязательно выполняться.
Необходимо зарегистрироваться на “YouTube” и создать свой канал (канал – это аналог публичности), далее создать Плейлист и в течение 5 дней стримить или записывать и загружать туда артикуляционную гимнастику.
После первого этапа будут отобраны 5 участников, которым ведущий будет развивать по одному риторическому навыку за занятие (всего навыков 4).

d. Антитеза в искусстве

По Плутарху в «Сравнительных жизнеописаниях» Демосфен считался любителем антитез. В своей речи он активно использовал данный троп. Например, когда Филипп (противник Афин) предложил остров отдать афинянам, то Демосфен встал и сказал: «нам не надо ничего дарить, мы сами его возьмём» — это пример антитезы.
«Анти» — в переводе с греческого значит «против», а «тезис» – это суждение.
В качестве примера, для понимания антитезы, из художественных произведений можно взять картину Лоуренса.
На картине изображены два суждения: один персонаж умоляет, а другой поклоняется ему. Хотя, так не должно быть. В иерархической системе один должен быть начальником, а другой подчиненным. На картине не понятно: кто начальник, а кто подчиненный. Не может одновременно один человек по отношению к другому быть и начальником, и подчиненным — суждения противоречат друг другу. В данном случае нарушено, как минимум, два закона логики.
Антитеза работает в два этапа: вначале реакция, что ничего не понятно, а потом приходит объяснение, которое может осуществляться с помощью ритора или самого слушающего (наблюдающего), т.е. он сам себе объясняет данное противоречие.
В этот момент у слушающего (наблюдающего) происходит катарсис (термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов).
Один из вариантов, который подразумевал художник.
Чтобы раскрыть картину Лоуренса нужно знать контекст, т.е. культуру. В данном случае, Римскую. Был такой император Клавдий. Перед ним был Калигула, за которым закрепилась слава тирана и деспота. Калигулу убили на глазах Клавдия. Сенат стал решать: что делать? Хотел отменить императорский титул, но взбунтовались преторианцы (императорская гвардия). Преторианцы пошли к Клавдию, чтоб предложить ему быть императором, а он подумал, что его пришли убить. На картине легионер приглашает Клавдия царствовать, а Клавдий не хочет, т.к. он видел смерть своего племянника, Калигулы. Таким образом, противоречие, которое было вначале, разрешилось с помощью объяснения.
Так работает антитеза в искусстве.

e. Антитеза в речи
Антитеза встречается не только в картинах, также можно её встретить в музыке, но в основном в речи. Пример антитезы в риторических речах — «огонь и пламя», «для того чтобы закончить обучение, надо его начать». Изначально она была разработана риторами для устной речи, но затем ее стали использовать деятели искусства в различных сферах.
Пример антитезы в юридической риторике: «Мой клиент виновен и потому, его необходимо оправдать».
Антитеза является сильным тропом, поэтому частое использование в риторической речи не рекомендуется.

f. Технология создания антитезы
Антиномия — это противоречивые феномены. «Анти» — в переводе с греческого значит «против», а «номэн» – имя.
Пример антиномии — «добро — зло», «свет — темнота», «вода — огонь», «земля — воздух», «мужчина — женщина», «ребенок — взрослый», «дождь — засуха».
В одну фразу соединяется две противоположности, так чтоб они были вместе, но не «склеивать», иначе получится оксюморон – это сочетание противоречащих друг другу понятий, например: «горячий лёд». Пример противопоставления и одновременно соединения: война и мир — это средство коммуникации, мужчина и женщина — две стороны одной монеты.


Практика участников:
— создание антитеза каждым из участников;
— участники определяют точки роста автора текста.

#cтрим #Мельниченко #Юридическая риторика #Лайфхаки великих риторов #антитеза