Выступление на научно-практической конференции «Подъем промышленного производства в России, развитие межрегионального научно-промышленного сотрудничества, создание рабочих мест в российских регионах». Москва, Россия

Выступление Е.М. Малитикова, Председателя Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых

на научно-практической конференции «Подъем промышленного производства в России, развитие межрегионального научно-промышленного сотрудничества, создание рабочих мест в российских регионах»

4 июня 1999 года

г. Москва

Тема нашей конференции вполне конкретна и мозговая атака авторитетных высокоинтеллектуальных ее участников, безусловно, продвинет нас на этом пути.

Однако, я в своем выступлении хочу привлечь Ваше внимание быть может к более отдаленным, но стратегически необходимым подходам к решению не только задач нашей конференции, но общества в целом, в контексте объективных мировых процессов.

Я хочу побудить Вас революционно изменить традиционный укоренившийся среди догм уходящего столетия взгляд на наше с Вами образование, как образование на всю жизнь, на установку: образование — через всю жизнь.

Методами и установками истекающего столетия нам будущего не обрести.

В бюджетно-конституционном пространстве, в современном устройстве общества и менеджменте времени жизнь среднего россиянина протекает в три исторически сложившиеся фазы: быстрая, как спринт, учеба, чтобы получить достойное место в обществе, долгая, как восхождение на Эверест, работа (лучше сказать служба), чтобы достойно жить, и, как правило, короткий, хотя и бессрочный отдых на пенсии, чтобы также достойно сойти ( по-английски) с дистанции на обочину.

Сегодня, когда слово достойно на всех трех этапах лучше не употреблять, эти три фазы не делают нашу жизнь эффективной длинной счастливой.

Что же мы имеем сегодня?

Заканчивается XX век. В часах второго тысячелетия осталась маленькая горстка песчинок…

Ветры истории создавали и разрушали империи, меняли общественно-экономические формации, перекраивали границы государств, создавая предпосылки нового на развалинах старого. В жертву приносились судьбы человеческие, судьбы народов, живая природа, будущее цивилизации. Планета стала слабее раздирающих ее противоречий. Противоречий между людьми и государствами, политикой и человечностью, совестью и целесообразностью, техническим прогрессом и запасом ресурсов для жизни людей.

Мир заговорил о неустойчивом развитии жизни на Земле, вспоминая об ушедших в небытие цивилизациях…

Вращаясь в гигантском информационном котле, осваивая новейшие технологии, виртуальный мир, взаимодействуя с далеким Космосом и используя неодушевленное цифровое мышление, молодое поколение становится прагматичным и бездушным по отношению к создавшим мир сегодняшний. Оно делает свое будущее не на плечах, а на животе своего создателя. Все чаще пожилой человек, а в его лице пожилой мир, остается с невостребованным потенциалом своего не до конца исчерпанного опыта и возможностей, приобретает синдром „закатной» философии и увядания, подпираемый и вытесняемый своими собственными побегами. Кривые жизненных установок по параболе отправляются вниз.

Мостик между прошлым и будущим разрушен…

Творя сегодняшний день, современное поколение уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, который имело возможность само потреблять.

Неустойчивое развитие человечества — заболевание цивилизации, инкубационный период которого пока неизвестен…

В поисках выздоровления мирового сообщества Организация Объединенных Наций приняла «Повестку дня на XXI век» как приоритетную задачу и рекомендовала правительствам, национальным и международным неправительственным организациям искать новые пути партнерства государственных и общественных структур, средств массовой информации, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации основных принципов устойчивого развития.

Среди этих принципов особое место занимает непрерывное образование взрослых в течение всей жизни.

Концепция образования в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которого формировалась и конституционная ответственность государства перед своим народом за его образование. В начале века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования.

Сегодня знания на планете обновляются на 15 % в год т.е. каждые 6 лет. Однако, к сожалению, существующее в большинстве стран традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, не успевает за изменением мира. Как следствие, молодые люди к 22-23 годам являются носителями уже устаревших знаний. Следующие 5-6 лет они обычно употребляют на свою карьеру и, в зависимости от таланта и целеустремленности, достигают определенного места в обществе, а отдельные из них добиваются высших руководящих постов. В течение карьерного «форсажа» многие люди тратят в этом направлении всю свою энергию и, приобретя, наконец, высокое общественное положение, нередко становятся псевдоспециалистами, не обладающими современными знаниями, а зачастую просто интеллектуальными банкротами в высоком ранге.

Новое поколение, в свою очередь, также окажется в страдательном залоге несовершенства образовательной системы и еще быстрее будет вытеснено на обочину следующей генерацией молодых, оседлавших более современные технологии и подходы к решению прикладных, финансовых, экономических, научно-технических задач.

Возникнет новая социальная проблема недоиспользование каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания. Формируются установки на  необходимость  освобождения   места  и,   как  следствие, комплекс естественного увядания, ускоренного биологического старения, духовного истощения и уход в небытие. И до тех пор, пока система и технология образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться.

Поэтому образование взрослых, наряду с экономикой и государственным строительством, является сегодня важнейшим фактором и одним из основных аргументов и инструментов общественного развития.

Уже в ближайшее десятилетие, когда перед человечеством встанет множество ранее неизвестных, острейших проблем, роль знания, образования и творчества неизмеримо возрастут, ибо без них не решить будущие проблемы. И тогда на исторической авансцене окажутся те страны, те народы, которые будут способны обеспечить более высокий уровень организованности, способности к поиску, воспитанности и мастерства во всех его проявлениях.

Очевидно, что с перемещением экономического соревнования государств из производственной области в сферу науки, новых технологий и образования, состоянием и уровнем их развития будет определяться конкурентоспособность стран, их положение на мировых рынках, в мировом экономическом сообществе и, в конечном счете, их национальная безопасность, включая, прежде всего, экономическую и оборонную. Стало быть и перемены на геополитической карте будут зависеть от этого. А они, как мы видим на примере Югославии, уже начались.

Развитие же экономики в предстоящие десятилетия, по мнению экспертов, будет определяться ресурсами, состоящими из «черного золота и серого вещества». Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав, как одно из стратегических направлений- развитие принципиально новых подходов к национальным системам образования.

Обращает на себя внимание следующий факт. После запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, развитые страны Запада, и в первую очередь США, приступили к глубоким структурным и содержательным реформам образования, поставив его на первое место в перечне наиболее приоритетных направлений развития.

Не случайно, что первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАСА, а многократное увеличение ассигнований в образование и принятие Конгрессом в 1958 году закона «Об образовании в интересах национальной обороны».

В нем определялась роль системы непрерывного образования взрослых в укреплении военно-технического и научного потенциала США, меры по поддержанию уровня современных знаний специалистов в области техники и естественных наук, а также специалистов со знанием иностранных языков. Одновременно закладывались основы национальной политики в области продолжающегося всю жизнь образования и стратегии ее развития. Причем преемственность этой политики, в основу которой был положен принцип приоритетности образования взрослых и его исключительной роли в обеспечении лидирующего положения США в мире.

От Эйзенхауэра до Клинтона, образование занимало одно из первых мест в их политике национальной безопасности.

За последние 10 лет расходы на образование в США в, пользу непрерывного, увеличились в два с половиной раза и составляют сейчас более 500 млрд. долларов, превысив почти в два раза расходы на оборону. Доля взрослых, лиц в возрасте 25 лет и старше, имеющих высшее образование возросла с 1975 года с 7,7% до 21,3 %.

Мир понял, что необходимо вкладывать в образование взрослых около 6 % валового национального продукта, выделяя в каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т. п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых как капиталовложения в производство на каждом предприятии. Известные всем именниковые кампании мира, такие как «Сони», «Тошиба» и т.п. работают именно по этой схеме.

Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в своем докладе в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней — не может быть и конкурентоспособной экономики.

Иначе и быть не может, ибо в современных условиях, когда на долю людских ресурсов в формировании внутреннего валового продукта в развитых странах приходится 80%, главенствующая роль принадлежит образованию, которое формирует эту конкурентоспособную рабочую силу.

Наличие такой рабочей силы является необходимой предпосылкой для выживания в яростной конкурентной борьбе за экспортные рынки. Югославия — живой пример борьбы за рынки сбыта (в данном случае рынок оружия), лабораторная работа США на реальном показательном уничтожении независимого государства. Победителями окажутся те, кто быстрее сможет вложить результаты фундаментальных исследований в новые технологии и начать производство высококачественных товаров и их продажу по приемлемой цене. Это азбука современной экономической науки. Но без образования и прежде всего образования взрослых овладеть этой азбукой невозможно.

Стандартные методы оценки экономического развития ничего не говорят о благосостоянии нации.

Выводом многолетних исследований Мирового банка является факт, что в национальном богатстве любой страны, будь то даже такие несоизмеримые как США и Малагасийская Республика (Мадагаскар) производственная компонента составляет одинаково небольшую величину чуть более 16%. Остальные более 80% приходятся на долю человеческих ресурсов.

Важно отметить, что, по мнению передовых представителей мирового сообщества, образование взрослых не является составной частью базового образования, получаемого молодым поколением. Дело в том, что оно должно быть основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения, совмещаемым с наукой, производством, сферой обслуживания, в течение всей жизни.

На очередном заседании Римского Клуба этот вопрос будет обсуждаться в повестке дня.

Только перемежая и чередуя в течение всей жизни образование, труд и, внутри этих процессов и периодов, свободное время для своих увлечений, для семьи, для общественных занятий, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям, стране и вернем соскальзывающую в пропасть планету к устойчивому варианту развития.

Таким образом, образование взрослых становится отдельной, самостоятельной суперотраслью в жизни человеческого общества, поскольку хорошо известно, что судьбоносные решения развития общества являются исключительной прерогативой взрослого населения планеты.

Во многих странах мира образование взрослых уже стало новой, наднациональной отраслью, имеющей международную, европейскую, азиатскую, африканскую и другие континентальные, национальные структуры управления и распространения.

Образование взрослых — единственная и важнейшая отрасль, чей наднациональный суперстатус не вызывает борьбы в Содружестве Независимых Государств и во всем мире.

Развитие этой самой перспективной отрасли на планете, которой под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира, обеспечивается интеграцией и взаимодействием государственных органов управления и неправительственных организаций. Весьма важно, что в основе своей образование взрослых минимально использует или вообще не потребляет средств из государственного бюджета.

Главная задача — это создание условий, предпосылок, законов, позволяющих обеспечить непрерывное образование как фактор увеличения продолжительности активной жизни человека, как фактор максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни, как фактор ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.

Необходимо обеспечить формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни.

Необходимо поддержать начавшийся процесс создания правовой базы, гарантирующей равенство всех видов образования перед законом и право на получение образования в любом возрасте. А также развивающуюся сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих средства для финансирования образовательной деятельности.

Все эти проблемы обсуждались Всемирной конференцией по образованию взрослых, проходившей в июле 1997 года в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО. Форум проходил под девизом: «Образование взрослых — это ключ в XXI век». Его участниками были: министры образования 74-х государств, руководители крупнейших международных и национальных общественных образовательных объединений. На конференции не было только России. Возобладало мнение, что у нас с образованием    взрослых   (на   уровне    курсов    повышения квалификации), все в порядке. Но, как говорится, амбиции -это не позиция.

Одним из главных вопросов конференции было финансирование образования взрослого населения планеты.

Конференция в своей декларации рекомендовала правительствам всех государств — считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики и обеспечить каждому гражданину возможность один час рабочего времени в день использовать для совершенствования своего образования.

Естественно, что без поддержки работодателя со стороны государства этого не произойдет.

Что касается стран Содружества Независимых Государств, то следует признать — новая, современная система образования взрослых здесь только зарождается.

Стремление России и других стран Содружества к ускорению демократических преобразований в обществе и рыночных отношений в экономике входит в противоречие с темпами изменений в духовной сфере. Исторический опыт свидетельствует о том, что успех любой страны в преодолении критических ситуаций определяется, прежде всего, тем, в какой мере общественное сознание оказывалось восприимчивым к достижениям мировой цивилизации. Только это может обеспечить эволюционный ненасильственный процесс преобразований в государстве. Основным инструментом, обеспечивающим необходимые изменения в духовной жизни, несомненно является система непрерывного в течение всей жизни образования населения.

Крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых». В январе 1997 года его подписали Главы Правительств Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Таджикистана. Для реализации этого Соглашения был образован Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых. Полтора года спустя к Соглашению присоединилась Грузия.

Идея создания такой структуры принадлежит Международной ассоциации «Знание», которая представлена в Межгосударственном Комитете наравне с государствами-участниками.

Одной из важнейших задач Комитета является трансформация просветительской и образовательной деятельности, а также координация подготовки законов по образованию взрослых в государствах СНГ.

В этом мы отстаем и еще долго будем отставать от более благополучных государств.

Сегодня образование взрослых является самым ценным ресурсом и достоянием человека перед лицом неясного будущего.

Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения в промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой огромное количество военнослужащих вынуждены приобретать новую профессию, самым негативным образом влияют на судьбы людей, ведут к росту социальной напряженности и нестабильности в обществе. Никакие социальные выплаты выходные пособия, сколь велики бы они ни были, не могут дать человеку самого главного — уверенности в завтрашнем дне. Только постоянное совершенствование общих и специальных знаний, налаженная служба профессиональной ориентации переподготовки, доступность для каждого вечерней и заочной форм образования позволят людям с наименьшими издержками менять профессию и место работы в случае неблагоприятного стечения обстоятельств. Это также даст возможность каждому человеку полнее реализовать заложенные в нем природой таланты и наклонности.

Сегодня картины будущего невозможно представить без компьютеров и средств связи. Именно они многократно расширили доступ к источникам информации. Задача состоит в том, чтобы они вошли в каждый дом, класс, предприятие, и, что особенно важно, — в каждую больницу, чтобы прикованный к постели больной ребенок или взрослый мог оставаться в контакте со школой, институтом, коллегами, семьей, друзьями.

Еще одна важная проблема, которую необходимо будет решать — это предоставление самого широкого спектра информационных услуг. Ведь любое человеческое общество в своем развитии зависит и от объема знаний, и от возможности отбирать нужную информацию из огромного потока. Глобальные компьютерные сети содержат океан информации. Даже хорошо подготовленному и знающему английский язык (язык Сети) специалисту требуется весьма много  времени,   чтобы   найти   именно  то,   что  ему  нужно.

Поэтому необходимо создавать специальные информационные агентства, которые взяли бы на себя поиск, обработку и электронную доставку потребителю необходимой ему информации, (как осуществляется подготовка книг в библиотеке).

Межгосударственный комитет считает своей важнейшей задачей создание систем таких агентств. В будущем, вероятно, они придут на смену библиотекам.

Равно, как без интеграции в мировой рынок нельзя стабилизировать экономику, что в конечном итоге приведет к финансовому краху государства, так и без интеграции в мировое информационное пространство нельзя обеспечить устойчивое развитие. Поэтому Комитет будет всячески способствовать внедрению системы образования взрослых в России и странах СНГ до европейского и мирового уровня с тем, чтобы в перспективе можно было говорить об общеевропейском и мировом образовательном пространстве.

Для этого, прежде всего, необходима юридическая база.

Комитет приступил к тщательному анализу всех процессов, происходящих в странах СНГ в области образования взрослых. Мы намерены дать оценку тем новациям, многие из которых, как уже сейчас понятно, не столько улучшили ситуацию, сколько ее осложнили и запутали.

Руководствуясь недавним решением Совета Глав Государств СНГ, «Об основных направлениях развития» Межгосударственный комитет подготовил новую Программу своей деятельности на 1999-2000 годы и внес свои предложения в Программу развития СНГ.

На следующие заседания СГГ и СГП Комитет вносит следующие вопросы:

—    «Об    изменении    концепции    образования    в    русле общемировых тенденций на пороге XXI века».

— «О разграничении полномочий, задач и ответственности между   системами   базового   образования   и   образования взрослых, а также кооперации между ними».

—    «Об    открытии    дверей    школ,    техникумов,    вузов, университетов для использования в качестве учебной базы системы образования взрослых».

—  «О внесении изменений в Конституции и законы стран СНГ, которые гарантируют:

равенство всех   видов   образования   перед законом;
право граждан на получение любого вида образования в течение всей жизни, без ограничения возраста.

На очередном заседании Комитет рассмотрит проект модельного закона «Об образовании взрослых».

Реализация намеченных нами программ и проектов позволит активно вовлечь огромный человеческий потенциал России и других стран СНГ в прогрессивные экономические, социальные, политические процессы, происходящие на планете.

Все здравомыслящие люди понимают неразрывность и взаимозависимость окружающего мира

Я хотел бы завершить свое выступление знаменитым восьмистишьем Расула Гамзатова:

Наш мир — Корабль и он слабей,

Его одолевающего шквала

И в трюме много женщин и детей

А тех, кто может плавать — слишком мало

И, если вспыхнет на борту вражда

И, если драку матросня затеет,

Что делать всем? Что ждать тогда?

Всем слабым, всем, кто плавать не умеет