Образование взрослых в формировании экологического сознания населения. Вильнюс, Литва

Выступление

Президента Международной ассоциации «Знание»

академика Малитикова Е.М.

на симпозиуме:

«Роль неправительственных организаций в Новой Европе»

07.10 — 12.10.1997 г., г.Вильнюс

Тема дискуссии:

«Роль неправительственных организаций в обучающемся обществе»

Выступление по вопросу;

«Образование взрослых в формировании экологического сознания населения»

Уважаемые господа!

Мое выступление направлено на то, чтобы еще и еще раз подчеркнуть важность международного сотрудничества в области экологического образования в свете устойчивого развития, как это предусмотрено главой 36 «Повестки дня на XXI век».

Последнее десятилетие XX века вызвало беспокойство у многих людей состоянием окружающей среды. Растущая озабоченность сопровождается более высоким пониманием осознания проблем, связанных с глобальным неравенством в уровнях благосостояния, а также непропорциональным потреблением ресурсов различными странами.

До недавнего времени наша планета была большим миром, в котором деятельность человека и его воздействие на окружающую среду не выходили за пределы национальных границ и были ограничены рамками общих проблем (экологических, экономических и социальных). Но эти условные разграничения стали размываться. Это относится, в частности, к различным глобальным «кризисам». Речь сегодня уже не идет об изолированном экологическом кризисе, кризисе развития и энергетическом кризисе. Они в наше время связаны воедино.

Человечество столкнулось с глобальным противоречием между растущими потребностями цивилизации и невозможностью окружающей среды и прежде всего биосферой, обеспечить эти потребности.

Сегодня существует целый комплекс проблем, затрудняющих развитие человечества. Одна из них заключается в неравномерном распределении мирового дохода среди разных слоев населения: 1/5 часть самых богатых людей на Земле имеет в своем распоряжении 82% мирового дохода, а самая бедная — лишь 1.4%. Это происходит на фоне экспоненциального роста населения. В 2000 году оно будет составлять 10,5 млрд. человек. Это означает, что с 1945 года население увеличилось в четыре раза. Одновременно растет по экспоненте удовлетворение потребностей, и потребление ресурсов, и энергетика, и, конечно же, выбросы. Это первое, что показывает необходимость перемен.

Необходимость перемен демонстрирует и то, что страны, стремящиеся вырваться из бедности и нищеты, видят свой идеал в американском образе жизни. Но такой образец не выдерживает критики. Согласитесь, что не может долго продолжаться ситуация, когда 4,8 % населения Земли (а это доля США) употребляет 1/3 мировых энергетических ресурсов и создает 1/2 всех загрязнений.

Третье обстоятельство заключается в том, что на Земле появились механизмы, когда возникновение некой причины вызывает формирование и усиление так называемых «маниакальных» структур. Маниакальную структуру легче всего понять на примере алкоголика, который постоянно увеличивает дозу спиртного до тех пор,  пока не получит цирроз печени.

Второй      пример:      человечество      наращивало      применение пестицидов, пока не почувствовало их в питьевой воде.

К сожалению, маниакальные структуры стали появляться в таких механизмах, от которых зависит будущее цивилизации. Примером этому может служить угроза изменения климата, а также возникновение других глобальных проблем.

Все эти факты не могут пройти незамеченными. Стало очевидным, что развитие цивилизации в рамках существующих моделей и стратегий стало неустойчивым . Возникла проблема самой возможности существования будущих поколений. Вопрос «что делать» впервые поставил Римский клуб, далее поиски выхода из кризиса были продолжены на Стокгольмской конференции ООН в 1972 году, Комиссией Брунгланд в 1987  году, Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро и рядом последующих мероприятий,     в     частности,     Конференцией Министров окружающей среды Европы в Люцерне в 1993 году.

В результате появился термин «устойчивое развитие». В основу устойчивого развития должны быть заложены такие экономические механизмы, которые, с одной стороны, ведут к эффективному использованию ресурсов планеты и сохранению качества окружающей среды, а с другой — к удовлетворению потребностей людей и улучшению качества жизни не только ныне живущих, но и будущих поколений.

Устойчивое развитие, не подвергая риску самого существования будущих поколений, должно удовлетворять определенным социальным, экономическим и экологическим требованиям.

В социально-экономическом аспекте это борьба с нищетой и голодом, изменение структуры потребления природных ресурсов, регулирование роста населения, сохранение здоровья человека,    содействие   рациональному   развитию   территорий, городов и населенных пунктов, международное сотрудничество в интересах повышения благосостояния в развивающихся странах, учет требований окружающей среды при принятии социальных и экономических решений.

В экологическом аспекте.

Устойчивое развитие предполагает широкий круг мер, направленных на сохранение   окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, включая охрану атмосферы,

воды, лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное использование биотехнологий, повышение безопасности использования токсичных, химических веществ, решение проблем особо токсичных радиоактивных и иных отходов.

Первый вопрос, который встает при этом — возможно ли в принципе устойчивое развитие? Видимо, возможно, но это предполагает некий другой образ жизни, другое поведение людей.

Фактически речь идет о том, что на Земле назрела новая, третья революция. Первая была сельскохозяйственная революция. Она длилась десятки тысяч лет, ее двигателем было стремление людей обеспечить себя продуктами питания. Вторая революция — промышленная. Она длилась и длится несколько сотен лет, и у нее тоже есть мотор — капитал, и даже механизм -рынок. Переход к устойчивому развитию и соответствующее изменение нашего образа жизни будет длительным и потребует 2-3 поколения людей.

Срок для осуществления изменений настолько короткий, что фактически речь идет о некой почти религиозной идее, которая могла бы быстро изменить коренным образом ситуацию на Земле и изменить поведенческий дух человечества.

Итак, только устойчивое развитие является ключом к спасению человечества. Развитие должно служить, прежде всего, интересам всего человечества, а не небольшой его части.

Для этого первостепенное внимание необходимо уделить человеческим ресурсам, что в широком смысле означает улучшение качества жизни, включая здоровье, права человека и образование.

Особое место занимает образование взрослых в течение всей жизни, взгляды на которое в конце XX века серьезно изменились. В начале нынешнего столетия обновление знаний происходило примерно каждые 20-30 лет и общество не очень остро чувствовало недостаток современных знаний. Это сохраняло консервативную систему знаний и образование было прямо привязано к возможностям бюджета государства. На его основе формировалась ответственность государства перед своим народом за его образование.

Сегодня знания обновляются каждые шесть лет благодаря стремительному ускорению научно-технического прогресса. Однако, существующее в большинстве стран мира традиционное образование не успевает за этим обновлением. В результате молодые люди вскоре после окончания высших учебных заведений к 25 годам оказываются обладателями уже устаревших знаний. Следующие 5-6 лет они обычно употребляют на то, чтобы занять определенное место в обществе, а наиболее талантливые и целеустремленные добиваются руководящих постов. В этот период многие молодые люди тратят всю свою энергию и знания на то, чтобы занять определенное общественное положение и, приобретя его, зачастую становятся руководителями, не обладающими современными знаниями, а некоторые просто интеллектуальными банкротами в высоком ранге.

Новое        поколение,        в        результате        несовершенства образовательной системы, ждет та же перспектива. Оно еще быстрее будет вытеснено на обочину жизни следующей генерацией молодых, оседлавших более современные технологии и подходы к решению поставленных жизнью задач.

Таким образом, рождается глобальная социальная проблема, которая означает, что каждое предыдущее поколение уходит из жизни не использовав до конца своего образовательного ресурса, опыта, энергии созидания. И это будет продолжаться до тех пор, пока система образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное и продуктивное время каждого нового поколения будет сокращаться. Поэтому образование взрослых является уже сегодня одним из важнейших факторов и императивов устойчивого развития человечества.

Не случайно Европейское сообщество в интересах создания единой Европы предъявляет новые требования к будущему «человеку Европы». И важнейшим из этих требований является создание новой образовательной системы для подготовки такого человека. Речь идет не только о том, чтобы будущие поколения получили то же самое, чем обладаем мы, а намного больше и лучше. При этом главная задача состоит в том, чтобы создать необходимые условия, предпосылки, законы, которые позволяют обеспечить непрерывное образование для увеличения продолжительности активной жизни человека, максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни.

Мы знаем, что в странах Европейского сообщества уже немало сделано для создания такой системы образования взрослых. Это, в первую очередь, формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей сознательной жизни. Это, также, начавшийся процесс создания правовой базы, которая гарантирует равенство всех видов    образования    перед   законом    и    право    на   получение образования в любом возрасте. Это и развивающаяся сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих денежные средства для образовательной деятельности.

Именно эти проблемы и обсуждала Всемирная конференция по образованию взрослых, проходившая в июле 1997 года в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО. Форум прошел под девизом «образование взрослых — это ключ в XXI век».

В своей декларации конференция рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики и обеспечить каждому гражданину возможность один час рабочего времени в день использовать для совершенствования своего образования.

в одной из стран мира школьные и взрослые учебники этого понятия не содержат.

Говоря об образовании, прежде всего, необходимо определить те новые элементы, которые следует ввести, но которые в настоящее время отсутствуют.

Приоритетная задача образования взрослых, как это отмечается в материалах ЮНЕСКО, — обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающимся обществе. Речь идет о пожизненном развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности.

Образование взрослых постепенно интернационализируется, причем в большей мере, чем детско-юношеское образование. Это происходит во многом благодаря определенному сходству социально-экономических процессов в технологически развитых странах.

К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов    на    роль    образования    взрослых    в    достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления. Это нашло отражение в разделяемой всеми идее непрерывного образования.

Субъект учебно-познавательной деятельности в образовании взрослых исторически изменчив. Он приобретает все большее число признаков и характерных особенностей, отличающих его от учащихся детского и юношеского возраста. Он далеко уже не тот, каким был, например, в бывшем СССР в период ликвидации неграмотности, качественно иными стали его запросы, потребности, интересы.

Надо признать, что в странах содружества независимых государств пока еще современная система образования взрослых только делает первые шаги.

Демократические преобразования в обществе и утверждение рыночных отношений в экономике в странах СНГ сопровождаются, к сожалению, явно недостаточным вниманием государственных властей к духовной сфере.

Но хорошо известно, и этому учит исторический опыт, что успех любой страны в преодолении критических ситуаций определяется, прежде всего, тем, в какой мере общественное — сознание оказывается восприимчивым к достижениям мировой цивилизации. Только таким путем возможно обеспечить эволюционный ненасильственный процесс прогрессивных преобразований в любом государстве.

Основным инструментом, обеспечивающим необходимые изменения в духовной жизни, несомненно, является система непрерывного образования взрослых.

Естественно, что в этих условиях претерпела изменение и концепция экологического образования населения.

Еще в начале XX века экологическое образование понималось как изучение окружающей природной среды. Однако,   к   концу   нынешнего   столетия   положение   коренным образом изменилось. Растущее осознание глубинной значимости окружающей среды, а также важности и масштабности ее роли в жизни человека вскрыло ограниченность прошлого взгляда.

В наше время вся система образования должна быть пронизана экологическим содержанием, как содержанием науки о доме, человеческой цивилизации и всей другой жизни. В этом плане исключительную важность имеет описание различного рода круговоротов, потому что на круговоротах основана очистительная способность Земли. Это , как известно, происходит по закону сохранения вещества: — ничего нельзя никуда выбросить, все будет с нами, просто перейдет из одной формы в другую. И другого закона:- закона сохранения энергии. Все процессы происходят в открытой энергетической системе, энергия солнца может быть использована в своей полезной части, но не полностью, потому что обязательно некоторая ее часть уйдет в космос в виде рассеянного тепла в соответствии со вторым законом термодинамики.

Важнейшим следствием, это известно, второго закона термодинамики является экономия энергии. Это огромный ресурс. Но вернемся к экологическому образованию взрослых.

События, происшедшие в начале 90-х годов ознаменовали два крупных изменения в экологическом образовании. Постоянное присутствие окружающей среды в жизни человека логично потребовало пересмотра всех дисциплин в свете экологического образования — не только естественных наук, как то экологии, ботаники и зоологии, с которыми оно было традиционно связано, но также физики, химии, геологии, общественных и гуманитарных наук, культуры и т.д. Теперь экологическое образование рассматривается и развивается как междисциплинарный п ре дм ет.

Другим важнейшим новшеством было включение в экологическое  образование  понятия  устойчивого  развития  как  конечной цели взаимоотношении между человеком и окружающей средой не заменяя при этом целей и задач, поставленных перед экологическим образованием в 70-80 -х. годах и сохраняющим свою актуальность.

Таким образом, включив понятие устойчивого развития в сущность и междисциплинарный характер своей деятельности, экологическое образование должно осуществлять комплексный подход для эффективного выполнения своей роли. Сегодня экологическое образование должно быть переориентировано на систематическое освещение других глобальных тем, поскольку очевидно, что решение экологических проблем не может быть эффективным и долгосрочным, если оно одновременно не затрагивает вопросы населения и развития.

В системе образования взрослых обучение экологии прекрасно ложится на любую специальность*’ биолога, химика, физика, историка, экономиста и т.д.

Но хотелось бы откровенно сказать, что в странах СНГ ныне наблюдается известная пассивная инерционность общественных сил в области выработки экологического сознания населения. В этой недопустимой пассивности за сохранение окружающей среды судьбы народов были почти целиком отданы на откуп политикам и бюрократии стран СНГ. Формально, в правительствах стран СНГ имеются министерства и ведомства по защите природы. Но это — формально. Голоса общественности против экологической катастрофы в странах СНГ почти не слышно. Нет в Содружестве сильных общественных движений и партий «зеленых».

В то же время экологическая обстановка в большинстве государств Содружества крайне напряженная. В России, например, наблюдается снижение средней продолжительности жизни, уменьшается рождаемость, растет заболеваемость населения. А ведь известно, что примерно 30% заболеваний по оценке ВОЗ вызвано экологическим факторами. Около 16 /о территории России составляют зоны экологического бедствия. Кроме того, существует немало районов, являющихся экологически неблагоприятными.

В свое время неэффективная экономика привела к нерациональному использованию природных ресурсов. Сели посмотреть на ночные снимки нашей планеты из космоса — самое светлое, самое яркое место на Земле, ярче Нью-Йорка, Парижа, Токио, находится в Западной Сибири, где сжигаются попутные газы при добыче нефти. Вице-президент А. Гор писал, что если мир хочет самым дешевым и быстрым образом предотвратить глобальное потепление и изменение климата, он должен сократить потери нефти и газа в Западной Сибири. И с этим нельзя не согласиться.

Мы, в странах СНГ понимаем, что сегодня уже недостаточно рассуждать о важности проблем окружающей среды и экологического образования взрослых. Нам не достает для коренного изменения отношения политиков и бизнесменов к проблеме сохранения окружающей среды хорошо информированного общественного мнения, экологического сознания населения, как на национальном, так и на межгосударственном уровнях, которое бы поддерживало или порождало политическую волю властей предпринимать действия, направленные на предупреждение стихийных катаклизмов или ослабление опасностей воздействия на окружающую среду.

Если говорить о такой работе в странах СНГ, то одним из важнейших инструментов этой деятельности является Международная ассоциация «Знание», которую я имею честь представлять. Это общественное неправительственное объединение, в которое входят просветительские и образовательные организации СНГ, а также некоторых других стран Европы, Азии и Америки.

В интересах формирования экологического сознания населения в странах СНГ Международная ассоциация»3нание» разработала свою программу экологического образования взрослых. Целями этой программы являются:

-информирование людей о состоянии окружающей среды в странах и регионах их проживания. Особое внимание при этом обращается на существующие угрозы их жизни и здоровью;

-распространение знаний среди взрослых о неразрывной взаимозависимости экономических, социальных, культурных и экологических аспектов окружающей среды;

-разработка новых моделей поведения и разъяснения нравственной ответственности политических и общественных лидеров, частных лиц и различных групп населения за сохранение и улучшение окружающей среды.

Нами, я имею в виду и всех членов Международной ассоциации «Знание» в странах СНГ, используются следующие механизмы деятельности, направленные на достижение этих целей:

-обмен информацией между правительственными и неправительственными организациями, занимающихся разработкой и реализацией учебных   программ    в    области экологического образования;

-издание ежеквартального информационно-образовательного экологического бюллетеня»Контакт», который наша ассоциация распространяет среди заинтересованных правительственных и неправительственных организаций, а также учебных заведений всех уровней;

-проведение в рамках СНГ международных семинаров для руководителей и преподавателей гуманитарных учебных заведений, а также учителей школ всех уровней и типов образования;

-поддержка национальных научных и учебных мероприятий по подготовке преподавателей профессионально—технического и неформального экологического образования.

Учитывая масштабность и важность задач формирования экологического сознания населения в странах СНГ, мы убеждены, что их реализация возможна только при консолидации усилий как общественных структур, так и органов государственной власти. Именно поэтому руководство Международной ассоциации «Знание» проявило инициативу и добилось того, что решением Глав Правительств СНГ в начале этого года (1997) был создан Межгосударственный Комитет по распространению знаний и образованию взрослых. На первом заседании Комитета обсуждался проект программы его деятельности на 1997-2000 годы, в котором на первом месте стоит подготовка проекта базового варианта закона о непрерывном образовании.

При подготовке этого закона Комитет СНГ будет широко использовать принципы Международной программы экологического образования ЮНЕСКО-ЮНЕП и программы действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы. Целью этих программ, как известно является достижение всеобщей экологической грамотности.

Мы намерены призвать к дискуссии государственные органы, широкую общественность, научные и деловые круги стран СНГ с целью инициировать разработки плана Действий по Охране Окружающей Среды Содружества (не только правительственного) — плана, построенного на принципах интеграции интересов разных социальных слоев и профессиональных групп, обеспечении прав собственности на природные ресурсы и „передаче „ их „эффективному собственнику», достижении открытости и прозрачности процедур экологической экспертизы, — установления стабильного порядка налогообложения пользователей природных ресурсов и других подобных реформ, ориентиры для которых представлены в Программе Действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы.

Эта программа уже зарекомендовала себя в ряде стран Центральной и Восточной Европы как эффективный инструмент переходного периода. Она способствует интеграции экологической политики в процессе проведения экономических реформ, реализации целенаправленных конституционных преобразований, формированию благоприятного инвестиционного климата.

Вот почему при определенном содействии Правительств СНГ Комитет намерен способствовать и началу диалога между всеми структурами, вовлеченными в разработку экологической политики каждой из стран и СНГ в целом. Этот диалог должен способствовать выявлению реальных предпочтений его участников, порождать поиск наиболее эффективных и взаимовыгодных решений. В конечном счете этот диалог будет способствовать созданию в обществе атмосферы согласия и партнерства, поможет выработке экологического сознания населения в странах СНГ.

Реализация намеченных нами программ позволит активно вовлечь огромный интеллектуальный потенциал стран СНГ в прогрессивные экологические, экономические, социальные процессы, происходящие на нашей Планете. Без широкой общественной поддержки невозможно добиться перелома во взглядах политических лидеров стран СНГ на проблему защиты окружающей среды. В этом заинтересованы не только народы наших стран, но и все здравомыслящие люди, понимающие неразрывность и взаимосвязь окружающего мира.

Изменение стереотипов мышления человечества — вот важнейшая задача сегодняшнего дня. Это является аксиомой для ООН, и тем более, верно в отношении СНГ.

В заключение хочу привести слова Генерального директора ЮНЕСКО Ф.Майора, который на одной из встреч с российскими деятелями науки и образования подчеркнул, „что пределы роста», вытекающего из ограниченности мировых ресурсов на самом деле безграничны, если иметь в виду развитие не материального мира, а духовного. Потенциал Планеты, действительно ограничен, но ее спасет образование и интеллект.