Роль и значение „человеческого фактора» в конверсионном использовании ракетно-ядерных технологий
Закончился XX век. Ветры истории создавали и разрушали империи, меняли общественно-экономические формации, перекраивали границы государств, создавая предпосылки нового на развалинах старого. В жертву приносились судьбы человеческие, судьбы народов, живая природа, будущее цивилизации. Планета стала слабее раздирающих ее противоречий. Противоречий между людьми и государствами, политикой и человечностью, совестью и целесообразностью, техническим прогрессом и запасом ресурсов для жизни людей.
Мир заговорил о неустойчивом развитии жизни на Земле, вспоминая об уже возникавших и ушедших в небытие цивилизациях.
Творя сегодняшний день, современное поколение уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, который имело возможность само потреблять.
Неустойчивое развитие человечества — заболевание цивилизации, инкубационный период которого пока неизвестен…
В поисках выздоровления мирового сообщества Организация Объединенных Наций приняла «Повестку дня на XXI век» как приоритетную задачу и рекомендовала правительствам, национальным и международным неправительственным организациям искать новые пути партнерства государственных и общественных структур, средств массовой информации, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации основных принципов устойчивого развития.
Все основные глобальные проблемы сегодня ясны. Главные ориентиры устойчивого развития человечества сформулированы пять лет тому назад на специальной сессии ООН в Рио-де-Жанейро. Недавно в июне 1997 года большинство участников Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН пришли к выводу, что традиционные подходы не позволяют разрешить сложный комплекс экологических, экономических я социальных проблем, которые встанут перед человечеством в ближайшие годы.
Где же выход? Анализ сложившейся ситуации показывает, что необходимы нетрадиционные идеи и проекты. Дело в том, что в высокоразвитых странах Запада и Востока достаточно ясно представляют и прогнозируют основные угрозы и проявления будущего кризиса. Более того, имеют политическую волю и экономические возможности для их предотвращения, однако столкнулись с недостатком конкретных идей и программ.
В России и странах СНГ положение иное. Парадокс нынешнего состояния науки в России и ряде стран СНГ заключается в том, что при нынешнем скудном финансировании она начинает интенсивно искать нетрадиционные методы использования накопленных знаний и технологий. Раньше этому мешала тотальная секретность. И то, что было достигнуто в ВПК, особенно в атомной и ракетно-ядерной отраслях промышленности, нельзя было использовать в других отраслях — враги узнают. Сейчас этот абсурд заканчивается. Сегодня мы можем открыто обсуждать вопрос, на котором в течение десятилетий стоял гриф „совершенно секретно». Речь идет об использовании в интересах человечества ракетно-ядерного потенциала России и США. Я хочу еще раз подчеркнуть, не против, а именно в интересах человечества.
В отличие от развитых стран Запада и Востока в нашей стране, прежде всего в военно-промышленном комплексе, в течение последних трех десятилетий разрабатывались уникальные научные направления и велись работы над проектами, которые при незначительной конверсионной доработке могли бы быть использованы в качестве основы для успешного решения задач устойчивого развития человечества.
Важно отметить, что передовые ракетно-ядерные технологии СНГ и прежде всего России позволяют немедленно приступить к поиску решений наиболее сложных энергетических и экологических задач, вставших перед мировой цивилизацией и включенных ООН в Программу действий на XXI век.
На первый взгляд проект использования ракетно-ядерного потенциала, высвобождающегося в результате конверсии и предполагающий доставку на околоземную орбиту астероида, кажется фантастическим. Однако — эта фантастичность призрачна и порождена в основном двумя причинами: первая, о которой я уже говорил, это — чрезмерная завеса секретности покрывающая военные отечественные и западные технологии, вторая — элементарный недостаток образования.
Годы космической эйфории ушли в прошлое, исчезает былой энтузиазм, и вечно молодая космонавтика грозит превратиться в науку «старшего поколения».
Отсутствует прилив молодых свежих умов, сохранивших уверенность в «возможности невозможного». А именно при анализе, на первый взгляд, фантастических проектов, которым и является предлагаемый астероидный проект, чрезвычайно важно отказаться от прежних застывших представлений и догм. Последнее возможно только в результате грамотно построенного образовательного процесса.
Позвольте после этого необходимого вступления остановиться не на техническом, а на гуманитарном человеческом аспекте обсуждаемой программы, о которой мечтали К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Этот аспект в достижении обсуждаемых сегодня задач является не менее важным, чем технологический.
Говоря о проблемах, стоящих перед человечеством в конце нынешнего столетия, в частности, люди и окружающая их среда, не вызывает сомнения, что развитие является ключом к спасению человечества. Если экономический рост является несомненно важным для развития, то не менее важно осознать тот факт, что для достижения этой цели нельзя пожертвовать общественным и экологическим измерениями. Для этого первостепенное внимание необходимо уделить человеческим ресурсам, что в широком смысле означает улучшение качества жизни, включая образование, здоровье, права человека, общественную справедливость. Особое место в этом перечне нам бы хотелось уделить именно образованию.
Образование. наряду с экономикой и государственным строительством, является сегодня важнейшим Фактором и одним из основных аргументов общественного развития. В современном мире национальное богатство любой страны состоит из трех компонентов. Это: производственный капитал (промышленность, транспорт, энергетика, системы коммуникаций и т.д.), природный капитал (полезные ископаемые, земельные, лесные, водные ресурсы и т.д.) и человеческий капитал (образовательный и культурный уровень населения). Стандартные методы оценки экономического развития ничего не говорят о благосостоянии нации. Анализ показывает, что даже, казалось бы, такие несопоставимые государства, как Мадагаскар и Соединенные Штаты Америки получают одинаково — около 16 % своего национального богатства от производственной компоненты. А одной из главных составляющих национального достояния являются „человеческие ресурсы».
Концепция образования в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которого формировалась и конституционная ответственность государства перед своим народом за его образование. Благодаря ускорению научно-технического прогресса, сегодня знания на планете обновляются в среднем каждые 6 лет. Однако, к сожалению, существующее в большинстве стран традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, не успевает за этим обновлением.
Если обратиться к недалекому прошлому стран бывшего СССР, можно с очевидностью констатировать традиционно высокий уровень развития педагогической науки, большое количество высококвалифицированных педагогических кадров и существование развитой образовательной инфраструктуры. Эта система полностью финансировалась и управлялась государством, но касалась в основном базового образования. Сегодня, вследствие переживаемых этими государствами финансово-экономических трудностей, образование населения переживает нелегкие времена.
Исторический опыт свидетельствует о том, что успех любой страны в преодолении критических ситуаций определяется, прежде всего, тем, в какой мере общественное сознание оказывалось восприимчивым к достижениям мировой цивилизации. Основным инструментом, обеспечивающим необходимые изменения в духовной жизни, несомненно является система непрерывного в течение всей жизни образования населения.
Крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых». В январе сего года его подписали Главы Правительств Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Таджикистана. Для реализации этого Соглашения был образован Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых.
Идея создания такой структуры принадлежит Международной ассоциации «Знание», которая одной из своих главных задач считает содействие интеграции стран СНГ в европейскую образовательную систему. Решением Совета Глав Правительств СНГ Международная ассоциация «Знание» представлена в Межгосударственном Комитете наравне с государствами-участниками.
Межгосударственным комитетом уже разработаны первоочередные направления деятельности и намечена программа создания системы непрерывного образования взрослых в странах Содружества. Поэтому одна из важнейших задач нашего Комитета состоит в том, чтобы объединить и активизировать усилия государственных органов и общественности, направленные на повышение образовательного и культурного потенциала, народов наших стран и возрастание роли научного знания в общественной жизни.
Сегодня образование является самым ценным достоянием человека перед лицом неясного будущего. Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения а промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой огромное количество военнослужащих вынуждены приобретать новую профессию, самым негативным образом влияют на судьбы людей, ведут к росту социальной напряженности и нестабильности в обществе. Никакие социальные выплаты выходные пособия, сколь велики бы они ни были, не могут дать человеку самого главного — уверенности в завтрашнем дне. Только постоянное совершенствование общих и специальных знаний, налаженная служба профессиональной ориентации переподготовки, доступность для каждого вечерней и заочной форм образования позволят людям с наименьшими издержками менять профессию и место работы в случае неблагоприятного стечения обстоятельств. Это также даст возможность каждому человеку полнее реализовать заложенные в нем природой таланты и наклонности.
Сочетание высоких технологий и достойного их образовательного уровня населения являются одной из главных предпосылок резкого подъема экономической мощи государства, а следовательно и повышения благосостояния людей.
Касаясь экономических аспектов использования ракетно-ядерного потенциала в мирных целях, можно отметить следующее. Сегодня выглядит фантазией мысль о том, что стратегическое оружие, которое по договору СНВ-2 должно быть наполовину уничтожено, будет не уничтожаться, а использоваться в глобальных космических проектах. А между тем, если серьезно подумать, то станет ясно, что это не крамола, а естественная мысль. Действительно, в России и некоторых странах СНГ созданы самые мощные в мире производства расщепляющихся материалов и ядерных зарядов различных типов, ядерных космических энергоустановок и двигателей, ракет и космических аппаратов, мощных радиолокационных станций, имеются достижения и в области высокоточного оружия. В сочетании с кадровым потенциалом, в том числе научным, это составляет мощнейший фактор развития общецивилизационного значения. Достаточно вспомнить, что потребности именно этих отраслей вызвали научно-техническую революцию, определившую облик современного мира. Накоплены огромные запасы „специфического» товара — ракет и оружейного урана.
Неужели разумный хозяин, вложивший триллионы в этот физический капитал, но лишенный рынка сбыта из-за укоренившегося однобокого взгляда на подобные технические средства только как на чрезвычайную всемирную опасность, не попытался бы изменить ситуацию и создать соответствующий рынок? Этого не может быть! Это необходимо понять, прежде всего, политикам, потому что имеется принципиальная возможность изменить положение, причем в этом будет заинтересовано все мировое сообщество.
Проявив мудрость и добрую волю в вопросе о рациональном применении ядерного потенциала, международное сообщество получит шанс начать создание эффективного щита, ограждающего человечество от множества глобальных угроз, в том числе таких, как астероидная опасность. А для России и стран СНГ, их экономики и технического потенциала это шанс войти в третье тысячелетие достойно, обеспечив своим народам благосостояние и уверенность в будущем.