Удивительный мир гуманитарных и естественных наук с Татьяной Черниговской
Лектор: Черниговская Татьяна Владимировна, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Директор Института когнитивных исследований, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук факультета свободных искусств и наук, профессор кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ. Член Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
В своей лекции Татьяна Владимировна рассказывает о том, что современное образование конвергентно и мультидисцплинарно, и людей нужно учить мета-навыкам: как отбирать информацию, как тренировать память и внимание, как переключаться с одной специальности на другую. Будущему нужны люди, способные к нетривиальным решениям и знакомые с большим спектром наук и компетенций.
Удивительный мир гуманитарных и естественных наук с Татьяной Черниговской.
ТАЙМИНГ:
00:00 Гуманитарное и естественно-научное знание
• Татьяна Черниговская рассказывает о своем опыте перехода из гуманитарного образования в биологию и нейрофизиологию.
• Обсуждает важность синтеза гуманитарного и естественно-научного знания и опасность подготовки дилетантов в этой области.
09:11 Книга Эрвина Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики»
• Книга нобелевского лауреата по физике, одного из создателей квантовой механики, о жизни с точки зрения физики.
• Шредингер говорит о важности университета как собрания разных наук и о необходимости конвергенции знаний.
11:24 Конвергенция естественных, физических и инженерных наук
• Гуманитарное знание важно для развития мышления и понимания мира.
• Искусство и музыка развивают нейронную сеть мозга, что обеспечивает лучшие возможности для чтения и отодвигание альцгеймера.
16:12 Когнитивная наука и ее области
• Когнитивная наука включает в себя лингвистику, антропологию, нейронауки, психологию и философию.
• Проблема с накоплением данных: невозможно прочитать все статьи и обработать все данные.
21:56 Сознание и его изучение
• Никто не может дать определение сознания, и его изучение является сложной задачей.
• Сознание может быть связано с языком и его способностью классифицировать и упаковывать информацию.
23:55 Язык и мышление
• Язык не только средство коммуникации, но и инструмент мышления.
• Генетические нарушения языка и генетика в целом могут влиять на когнитивные процессы.
28:14 Пластичность мозга и обучение
• Мозг пластичен и способен адаптироваться к новым условиям.
• Раннее обучение и работа мозга важны для поддержания пластичности.
34:00 Нейронные сети и принятие решений
• Мозг использует алгоритмы для принятия решений, которые не всегда логичны.
• Нейронные сети и портативные устройства могут помочь в изучении когнитивных алгоритмов.
38:53 Сознание и эволюция
• Философ Тейяр де Шарден пишет, что история жизни есть развитие сознания завуалированной морфологией.
• Генетик Терренс Дикон утверждает, что сознание появилось из материи и является символическим видом.
42:16 Генетические корни человека
• Генетики расшифровывают геном неандертальцев и других видов, что позволяет узнать о биологических корнях современного человека.
• Генетические возможности дают ответы на вопросы о перемешивании этносов и культур.
47:18 Эволюция и интеллект
• Эволюция идет быстрее в некоторых областях мозга, таких как лобные доли.
• Шимпанзе и вороны имеют почти одинаковый интеллект, несмотря на разницу в структуре мозга.
50:35 Вороны и когнитивные способности
• Вороны могут решать сложные задачи, используя когнитивные ходы, такие как использование камней для поднятия уровня воды.
• Вороны также могут использовать крючки для доставания ведер с червями.
ИСКУССТВО ЖИТЬ – образовательная платформа для тех, кто считает научное мышление главным инструментом познания себя и мира.