Психология религии: зачем нам Ад и злые боги? Обзор на книгу «Большие Боги» Ара Норензаян. Принстон.

Что эффективнее кнут или пряник? Вера в рай или вера в ад? Вера в доброго и всепрощающего бога или вера в злого, карающего бога? Другими словами, вера в какие божества помогала сдерживать наших предков от плохого поведения? В своей книге «Большие Боги», опубликованной Принстонским Университетом, профессор психологии Ара Норензаян задается подобными вопросами. Так давайте же попробуем поразмышлять о том, зачем людям понадобились большие всеведущие и всемогущие, при этом, карающие боги, и что будет если их функцию займут другие институты?
Ара Норензаяна, на ряду с Паскалем Буайе (Pascal Boyer) можно назвать одним из основоположников и самых влиятельных исследователей эволюционного, когнитивного изучения религии. Его книга «Большие Боги — как Религия Трансформировала Сотрудничество и Конфликты» покрывает много тем и приводит массу исследований, описывая то, как психология, и другие гуманитарные и социальные науки, пытаются изучить феномен религии. Но, этот обзор концентрируется лишь на одном небольшом моменте из книги — о том что концепция ада сильнее чем концепция небес.
В целом Норензаян пытается ответить на вопрос о том как наши предки от охотников собирателей перешли к оседлому образу жизни, и как мы, живя многие десятки и сотни тысяч лет в маленьких группах, где мы всех знали, стали в итоге создавать большие поселения. И здесь наш мозг был вынужден иметь дело с чужаками, которых мы не знали, но для того чтобы снизить уровень конфликтов и насилия, мы вынуждены были прибегнуть к религии, но не просто к религии, а к идее богов или сверхъестественных сил которые постоянно наблюдают за нами и наказывают нас за плохое поведение. Поэтому, в своей работе, Норензаян с коллегами пытаются понять какими именно должны были стать наши боги чтобы они могли отвечать нуждам наших общин.
Этот видео-обзор, предлагает порассуждать о гипотезе Норензаяна. Конечно, не стоит воспринимать её как «золотой ключ» к решению большинства вопросов, связанных с религией. Но, как минимум, о таком подходе в изучении религии, и о таких предположениях интересно знать. Обзор не делает упор на методологии, а больше на выводах. Тем, кому интересен ход самих исследований, просьба обращаться к первоисточнику: Ara Norenzayan. 2013. Big Gods: How Religion Transformed Cooperation and Conflict. Princeton University Press.
#психология_религии #ара_норензаян #религиоведение #история_религии

ссылка на исслледования на которые ссылается автор в главе о наказывающих богах:
Shariff and Norenzayan, (2011). Mean gods make good people: Different views of god predict cheating behavior. International Journal for the Psychology of Religion, 21, 85–96.
Shariff, A. F., and Rhemtulla, M. (2012). Divergent effects of belief in heaven and hell on national crime rates. PLoS ONE, 7, e39048.
Debono, A., Shariff, A. F., and Muraven, M. (2012). Forgive us our trespasses: Priming a forgiving (but not a punishing) god increases theft. Unpublished manuscript, Winston-Salem State University.
Laurin, K., Shariff, A. F., Henrich, J., and Kay, A. C. (2012b). Outsourcing punishment to god: Beliefs in divine control reduce earthly punishment. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 279, 3272–3281.
McCleary, R. M., and Barro, R. J. (2006). Religion and political economy in an international panel. Journal for the Scientific Study of Religion, 45, 149–175.
Bargh, J. A., Gollwitzer, P. M., Lee-Chai, A., Barndollar, K., and Troetschel, R. (2001). Automating the will: Nonconscious activation and pursuit of behavioral goals. Journal of Personality and Social Psychology, 81, 1014–1027.
Bargh, J. A., and Chartrand, T. L. (1999). The unbearable automaticity of being. American Psychologist, 54, 462–479.

Join our Patreon: https://www.patreon.com/religiolog
: One-time donations: https://www.paypal.com/paypalme/religiolog
Я в Telegram https://t.me/religiolog