Работа опубликована в базе препринтов bioRxiv. Деторождение в Средние века, как известно, было крайне опасным и несло значительные риски и для матери, и для ребенка. Женщины умирали от послеродовых инфекций, опущения матки и других осложнений, поэтому продолжительность жизни прекрасного пола в те времена была намного короче, чем у мужчин.
Неудивительно, что с родами связано множество талисманов, которые предлагала носить женщинам Католическая церковь. Среди них есть множество упоминаний о так называемых родильных поясах, сделанных из самых разных материалов — шелка, бумаги, пергамента. На многих подобных реликвиях начертаны молитвы о защите человека и его здоровья, в том числе о защите рожениц.
Исследуемый образец «родильного пояса» / ©www.eurekalert.org
Большая часть «родильных поясов» была уничтожена после Реформации Церкви, поэтому до наших дней дошло лишь небольшое их количество. Древние рукописи указывают, что эти пояса использовали во время родов в качестве своеобразного «лечения», однако прямых доказательств ношения поясов во время деторождения нет.
Ученые из Кембриджского, Эдинбургского и Лондонского университетов (Великобритания) решили провести биомолекулярный анализ одного из сохранившихся «родильных поясов» и узнать точный ответ на этот вопрос. Примечательно, что исследователи отобрали именно тот образец, на котором сохранились конкретные молитвы о защите рожениц и упоминания святых, связанных с женщинами и родами. Кроме того, на нем есть визуальные свидетельства того, что пояс действительно использовали и носили, поскольку некоторые надписи и изображения стерты, также присутствует много пятен непонятного происхождения.
Проанализировав образцы, взятые с этих пятен, ученые пришли к выводу, что они соответствуют человеческим белкам цервико-вагинальной жидкости. В совокупности с вышеперечисленными фактами это можно считать доказательством того, что пояс действительно использовали во время родов. Исследователи полагают, что такие вещи носили примерно так же, как пояс верности.