ЧАЙКОВСКИЙ – ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН – ОПЕРА в 3-х действиях (7 картинах)
Редкая Запись Постановки Большого Театра 1956 г.
Оркестр Большого Театра СССР
Хор Большого Театра СССР
Дирижер — Борис Хайкин
Евгений Онегин — Евгений Белов
Ларина — Валентина Петрова
Няня — Евгения Вербицкая
Ольга — Лариса Авдеева
Татьяна — Галина Вишневская
Ленский — Сергей Лемешев
запевала – Николай Тимченко
ротный — Георгий Панков
Трике — Андрей Соколов
Зарецкий — Игорь Михайлов
князь Гремин — Иван Петров
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Первая картина.
0:00 Усадьба Лариных. На авансцене Ларина и няня. Из раскрытых окон барского дома доносятся девичьи голоса. Это поют дочери Лариной –Татьяна и Ольга. Их пение пробуждает у Лариной воспоминания о давно минувших днях, об увлечениях молодости. Няня вторит ей. Мечтательное пение молодых голосов и неторопливая беседа Лариной и Няни образуют квартет.
07:10 Издалека слышен хор приближающихся крестьян, окончивших жатву. Они приходят с разукрашенным снопом к барыне и по ее просьбе затевают веселую шуточную песню и пляску.
На балкон выходят Татьяна и Ольга.
11:40 Мечтательно задумчивая Татьяна с книгой в руке рассеянно следит за танцующими. Шаловливая хохотушка Ольга готова плясать вместе с крестьянами, ей кажется непонятной и странной задумчивость сестры.
17:23 Семейную идиллию нарушает приезд гостей: сосед Лариных по имению – Владимир Ленский, пылко влюбленный в Ольгу, привозит с собой Онегина – холодного чопорного петербуржца. Ларина уходит распорядится по хозяйству, а Ольга и Татьяна остаются занимать гостей. (21:30 Ленский и Ольга беседуют. 22:33 Онегин с Татьной. 25:23 Песнь Ленского «Я люблю Вас, Ольга», 27:53 «Мой дядя самых честных правил…»)
28:34 По смущению Татьяны, по той робости, с какой она беседует с Онегиным прозорливая старушка-няня замечает, что ее любимице «приглянулся новый барин».
Вторая картина.
29:47 Ночь. Комната Татьяны. Татьяне не спится. Она просит няню рассказать «про старые года». Простодушно и тепло звучит неторопливый рассказ няни о ее сватовстве и замужестве. Но Татьяна не слушает ее. Не в силах сдерживать себя, она отдается своему внутреннему порыву и решается написать письмо Онегину.
В оркестре возникает уже знакомая страстная тема любви Татьяны.
На фоне взволнованного ритма струнных возникает чарующая нежная мелодия гобоя. 40:33 Нужные слова найдены, и девичья любовь изливается в восторженном письме. Сомнения, тревоги – все уступает место одному волнующему чувству любви. Сцену завершает симфоническая картина рассвета. За окном звучит свирель пастуха (соло гобоя, потом фагота) и, как бы договаривая недосказанное, виолончель интонирует мелодию любви.
52:48 Входит няня. Робко, полунамеками, не решаясь произнести заветное имя, Татьяна просит ее отослать письмо к Онегину. Озадаченная няня уходит, Татьяна остается одна. Волнение, тревога с новой силой охватили ее.
Третья картина.
56:57 Сад Лариных. Девушки собирают ягоды и поют песню. Кажется, ничто не может нарушить покоя и тишины. Но музыка резко меняется, приобретая взволнованный характер. Вбегает Татьяна. Она в смятении: приехал Онегин. «О боже, что подумал он? Что скажет?»
01:02:45 Появляется Онегин. Холодной и рассудительной отповедью разрушает он все надежды Татьяны.
«Поверьте, совесть в том порукой,
Супружество нам будет мукой».
Татьяна молча, с горечью выслушивает его нравоучения.