Экология 11 класс (Урок№9 — Экологическая безопасность, качество среды и качество жизни населения.)
Экология 11 класс
Урок№9 — Экологическая безопасность, качество среды и качество жизни населения. Здоровье человека.
мы узнаем:
— об экологической безопасности и условиях её обеспечения;
— об экологических аспектах здоровья и безопасности населения;
мы научимся:
— устанавливать причинно-следственные связи экологических рисков и оценивать их значимость для качества окружающей среды, здоровья человека;
мы сможем:
— применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей;
— самостоятельно находить необходимую информацию и использовать её.
Экологическая безопасность – это состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. Экологическая безопасность определяется комплексом взаимосвязанных процессов: природных, техногенных и социальных.
Качество среды обитания человека – это показатель соответствия социальных и природных условий потребностям людей. С понятием качества среды напрямую связано понятие качества жизни.
Качество жизни – это совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами. Одним из основных показателей качества жизни и среды обитания является здоровье отдельного человека и населения в целом. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) так определяет здоровье: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности, уровень культуры (в том числе поведенческой), гигиенические навыки, позволяющие сохранить и укрепить здоровье. Факторами риска, отрицательно влияющими на здоровье человека, являются употребление наркотиков, алкоголя, курение, несбалансированное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, малоподвижный образ жизни, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая плотность населения, загрязнение воздуха, воды, почвы. Уровень здоровья всех граждан в совокупности может быть обозначен как общественное здоровье.
Экологически обусловленное заболевание − болезнь Минамата
Болезнь Минаматы – была впервые описана в . в Японии в городе . У пострадавших отмечалось , речи, ослабление зрения и слуха, а в тяжёлых случаях – и нарушение сознания, завершающиеся летальным исходом.
Причиной возникновения болезни послужило отравление метилртутью – одним из самых сильных нейротоксинов. Токсичность метилртути во много раз превышает токсичность неорганических её соединений. Соединения метилртути поступали в организм с пищей. Причиной накопления нейротоксина в морепродуктах послужили выбросы компанией «Chisso» в воду залива Минамата неорганической ртути. Донные микроорганизмы преобразовывали неорганическую ртуть в , которая , в результате, концентрация этого вещества в тканях организмов оказывалась тем выше, чем выше их положение в . Так, в рыбе содержание метилртути составляло от 8 до 36 мг/кг, в устрицах – до 85 мг/кг, в то время как в воде её содержалось не более 0,68 мг/л.