Работа опубликована в журнале Science Bulletin. Великий Шелковый путь был самой сложной сетью торговых отношений в древнем мире, связывая население Восточной Азии с жителями ее юго-запада. И речь не только о торговле: через Шелковый путь, как известно, распространялись идеи, религии и технологии на протяжении двух тысяч лет.
Однако, согласно археологическим данным, до начала полноценного функционирования этих путей культурный трансевразийский обмен уже происходил в конце пятого тысячелетия до нашей эры. Люди везли пшеницу, ячмень, овец, коз и крупнорогатый скот из Западной Азии в Поднебесную. А оттуда, в свою очередь, распространялись китайские товары. Правда, считалось, что эти связи проходили не совсем там, где впоследствии сложился Шелковый путь, а севернее.
Международная группа палеоклиматологов приводит доказательства того, что связи через Шелковый путь могли бы развиться раньше, если бы не продолжительный период засухи. Она, вероятно, случилась между 5820 и 5180 годами до нашей эры и была связана с перемещением воздушных масс к северу из-за снижения температуры в Северной Атлантике и уменьшения испарения влаги.
Это выяснилось благодаря анализу сталагмитов из Ферганской пещеры (Кыргызстан), которые растут в течение сотен лет. Их изучили на предмет наличия или отсутствия тех или иных микроэлементов, а также проанализировали радиометрическим способом, чтобы выяснить историю осадков в этом регионе (частоту дождей и снегопадов) за последние 7800 лет.
Наиболее примечательные результаты касались периода в 640 лет, который произошел в пятом тысячелетии до нашей эры. Масштабы этой засухи велики и несопоставимы ни с какими экологическими изменениями за последние 7800 лет. Так, уровень озера Балхаш (Казахстан) был на 20 метров ниже современных значений. Если подобная засуха в самом деле имела место, это, по мнению ученых, оказало бы решающее влияние на оазисы в пустыне, лежащей на пути между населением Евразии.
Кроме этого, исследователи собрали археологические сведения со всей Евразии за последние 10 тысяч лет и обнаружили культурный сдвиг в Восточной и Западной Азии как раз в обозначенный период времени. Ни одно общество тех времен, по мнению авторов работы, не могло преодолеть столь суровые и продолжительные погодные условия. Это говорит о том, что населению засушливых районов Центральной Азии пришлось отказаться от жизни вокруг оазисов и переехать в горные регионы, а также мигрировать на север и юг, где было больше воды.
После засухи количество осадков постепенно увеличилось и оазисы восстановились, что привело к демографическому и культурному расширению в Центральной Азии. А развитие сельскохозяйственных и пастбищных технологий, одомашнивание лошади и верблюда еще больше повышали мобильность населения, способствуя объединению народов Восточной и Западной Азии к четвертому тысячелетию до нашей эры.