Дробышев Ю.И. Сакральность верховной власти на Востоке
Лекция Юлия Ивановича Дробышева, канд. биол. наук, ст.науч. сотр. Института проблем экологии и эволюции РАН, науч. сотр. Института Востоковедения РАН.
Все народы, оставившие заметный след в истории Центральной Азии, чествовали своих правителей как сыновей Неба. Без легитимного правителя не может нормально существовать ни общество, ни среда обитания. Всё существующее на Земле существует благодаря покровительству Неба, благодаря его благой силе. Но само по себе Небо не имеет связи с Землёй, должен быть какой-то посредник, проводник. В традиционной центрально-азиатской картине мира (и не только в ней), мир трёхчленен и делится на Верхний, Средний и Нижний. Соединяет эти миры Мировая ось, в качестве которой обычно служит родовая гора, куда спустились с Неба первопредки в незапамятные времена. Мировая ось может также воплощаться в образе Древа. Ещё один её символ – фигура верховного правителя, который тоже способен объединять миры и служить гарантом гармонии в природе и обществе. Правителя выбирает само Небо. Оно покровительствует ему.
Чтобы иметь законное право возглавлять государство и выполнять соответствующие ритуалы, нужно обладать особой силой, получившей название «харизма». Однако харизму нельзя было просто получить от Неба, оно лишь реагировало на присутствие её в человеке и благословляло его на вхождение во власть, посылая воинскую удачу, оберегая от коварства врагов и т.п. Харизматический лидер имел постоянный контакт с Небом, воспринимая небесную силу и распространяя её на подвластный социум (а в идеале – на всю землю, на все народы).
Харизму было необходимо активизировать, для чего правитель поднимался на гору и выполнял положенные обряды. Выполнение верховным правителем ритуальных функций обеспечивает стабильность общества, а также нормальное протекание природных процессов. В этой роли он выступает в качестве первосвященника и как таковой сакрален. Небо не приемлет незаконного претендента на власть и реагирует на его появление стихийными бедствиями и социальными катаклизмами. Один из методов наказания – ухудшение природно-климатических условий.