Вторая лекция из цикла, приуроченного к выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию музея живописной культуры», посвящена знаменитым и малоизвестным героям «футуристической революции», силами которых осуществлялась экспансия авангарда в регионы России. Миссионерское движение художников из столиц на периферию, а затем возвратное влияние представителей периферии на искусство столиц – существенная особенность культурной политики первых послереволюционных лет. Многоаспектность и разновекторность этого эксперимента ярко характеризуют авангард как общественный художественно-исторический феномен, переставший быть точечным явлением, сконцентрированным в нескольких ведущих центрах.
«Великая утопия» будущего мира творилась многочисленными адептами «левых» течений. Лидеров окружали преданные последователи, которые в свою очередь формулировали собственные принципы и обретали учеников. Характер и масштаб «футуристической революции» не имеет аналогов в европейской культуре. Непосредственной задачей «десанта» было создание Государственных свободных художественных мастерских (СВОМАС, иначе, СГХМ, ГСХМ), творческих и образовательных коллективов, самостоятельных, но при этом сложно связанных между собой.
Взаимодействие Музея живописной культуры и региональных СВОМАС – важная, но малоисследованная страница истории авангарда. Столичный МЖК создавался как своеобразный методический центр для учебных мастерских страны. Миссионеры региональных СВОМАС непосредственно участвовали в отборе произведений и организации региональных выставок по программе МЖК. В свою очередь, произведения, созданные в регионах, пополняли коллекции МЖК.
О феноменах МЖК и СВОМАС-ГСХМ, главных символах «футуристической революции», в которых отразились мечты художников о новом мироустройстве и синтезе искусств рассказывает научный сотрудник отдела графики ХХ века Третьяковской галереи Игорь Смекалов.
Полное расписание культурно-просветительской программы к выставке «Авангард. Список № 1» доступно по ссылке https://clck.ru/Ji4Ht.