Прикладное искусство Руси на выставке «Осень русского средневековья». Часть 2
Во второй половине XVII декоративное искусство достигает своего наивысшего расцвета. Происходит объединение Золотой и Серебряной палат Московского Кремля с мастерскими Оружейной палаты под общим руководством оружейничего. Кремлевские мастерские становятся ведущим центром, синтезировавшим различные художественные тенденции.
Это период активного переосмысления человеком своего положения в окружающем мире. На смену средневековой закрепощенности постепенно приходит осознание собственной значимости, меняется взгляд на мир, поражающий человека разнообразием и материальной красотой. Более замысловатым становится декоративное решение не только светских бытовых предметов, но и произведений церковной утвари.
Многообразие технических приемов работы по металлу сочетается с использованием цветных эмалей; активно применяются насыщенные по цвету драгоценные и полудрагоценные камни. Роскошь и блеск — отныне эти понятия определяют характер прикладного искусства. Вторая половина семнадцатого столетия — период рассвета русской эмали. Мастера ювелировного дела осваивают трудоемкую технику нанесения эмали на высокий рельеф литого или чеканного изображения. Резьба и чернь приобретают все более живописный характер. Это время не только активных заимствований различных техник, но и освоения новых сюжетных композиций и приемов орнаментики.
Лектор: кандидат наук, историк искусства, ведущий научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Русского музея, Светлана Михайловна Новаковская-Бухман.